Спустя меньше месяца после окончания карабахской войны армянская оппозиция смогла договориться о едином кандидате на пост премьер-министра, который, в этом случае, должен освободить Никол Пашинян. Ситуация стала немного более спокойная – в парламенте уже не вышибают двери, и на улицах нет массовых акций, тем не менее, это не означает спокойного будущего для действующего премьера.
В эти выходные, 5 декабря в Ереване запланирован общенациональный митинг, на котором должен выступить Вазген Манукян, которого представители 17 политических партий выдвинули в качестве премьер-министра переходного времени. Он должен представить программу действий на ближайшее время.
Таким образом, за несколько недель оппозиция перешла от уличной активности к деятельности, собственно, политической и даже пришла к мнению, которое устраивает всех – кандидатуре Манукяна в качестве сменщика Пашиняна.
Для этого, парламент должен собрать специальную сессию и решить крайне непростой вопрос о премьер – министре, то есть, видимо, отправить в отставку Пашиняна, с которым ассоциируют поражение армянской армии, утрату трех четвертей Нагорного Карабаха и позорной капитуляции. А взамен назначить консенсусную фигуру Манукяна.
Как говорится в документе, он должен прекратить партийную деятельность, организовать новые выборы в парламент, не поддерживая никого и не участвуя лично, а потом уступить место новому премьеру.
Почему Манукян? Он уже внес свой вклад в историю Армении и не удивительно, что именно его, в конце концов, назвали оппозиционеры. Именно он был одним из инициаторов движения Карабах, чья активность, прямо или косвенно, стала одним из триггеров первой карабахской войны. В 1991 году он был назначен премьер-министром Армении и буквально спустя несколько дней объявил о выходе из состава СССР, и начал проводить реформы. Спустя год с небольшим. Он ушел в отставку, а чуть позже получил пост министра обороны. Фактически, он основал вооруженные силы Армении, которые, кстати, сумели переломить ход карабахского конфликта и отодвинули азербайджанские войска на те границы, где они и простояли следующие 28 лет.
После отставки он основал партию «Национал-демократический союз», основой которых стали сторонники присоединения Карабаха к Армении. Партия попадала в парламент несколько созывов, Манукян был депутатом, а в конце нулевых возглавил общественный совет Армении, где проработал до 2019 года.
Одним словом, несмотря на солидный возраст, Манукян продолжает оставаться заметной политической фигурой, у него есть ореол победителя в первой Карабахской войне и, безусловно, опыт выстраивания государственных институтов в условиях максимальной нестабильности. Но принесет ли он мир и развитие в жаждущую реванша Армению?
«С именем Вазгена Манукяна связывают период, когда Армении удалось изменить ход боевых действий в Нагорном Карабахе в начале 90-х. Но это совсем не означает, что сейчас основной вектор в Армении будет направлен на войну. Ситуация в регионе сильно изменилась. Если в 90-х армяне противостояли азербайджанцам, то в настоящее время к конфликту подключился такой сильный игрок как Турция. Нет сомнений, что без турецкой поддержки Азербайджан не добился бы военного успеха. Думаю, что с приходом Манукяна будет сделан акцент на восстановлении обороноспособности и экономики. Без решения этих задач говорить о реванше не приходится», – прокомментировал «ФедералПресс» политолог Михаил Мирзоян.
Однако, нельзя не отметить и некоторую искусственность ситуации – все-таки, выдвижение Манукяна – это не столько общественный, сколько политтехнологический процесс – партийцы-оппозиционеры выбрали наиболее консенсусную фигуру. Но каков будет реальный кредит доверия?
«Кредит доверия у него будет недостаточным для консолидации нации. Именно эта задача должна стать первоочередной. И в связи с этим, представляется, что некую ответственность должна взять на себя армянская Церковь, которая на протяжении всей истории являлась своеобразным консолидатором всех армян мира. Пока она молчит, но думаю, что немало людей ждут от неё некоего сигнала», – резюмирует эксперт.