История древней Скандинавии - довольно интересная штука. В отличие от истории остальной Европы она по мере погружения в прошлое буквально на глазах превращается в легендарную, практически сказочную — достоверных источников становится все меньше, и несмотря на то, что археология в последние несколько лет радует нас большим числом интересных находок, они практически никак не проливают свет на то, что собственно, происходило в Скандинавии почти до самого начала девятого века. Конечно, о некоторых событиях нам известно, в первую очередь благодаря их отражениям на истории остальной Европы, где сохранилось куда больше источников. Однако порой эти события доходят до нас в столь искаженном и преувеличенном виде, что крайне сложно определить их реальный масштаб или даже вообще были ли они на самом деле.
Все это относится и к событию, которое я хочу рассмотреть в этой статье, а именно — Битве при Бравелле.
Нам известно об этом сражении в первую очередь из капитального труда Саксона Грамматика "Gesta Danorum”, то есть «Деяний данов», в котором оно приобретает поистине эпический размах, впрочем, как и в других источниках, например в «Саге о Хёрвер и Хейдреке». Что же это было за противостояние?
Непосредственные предпосылки этой битвы восходят к образованию в седьмом веке легендарной нордической сверхдержавы под управлением Ивара Широкие Объятия, которая, если учитывать все земли, платившие ему дань, простиралась от Англии до Руси, включая в себя почти всю Скандинавию, северные саксонские земли, земли куршей, эстов и карелов. Понятно, что вряд ли в седьмом веке могло существовать такое викингское супергосударство. Скорее всего, эта гигантская «империя» - всего лишь опрокинутое в прошлое отражение объединенного королевства Кнута Могучего (с некоторыми дополнениями), однако вполне вероятно, что какой-то из конунгов сумел ненадолго объединить большую часть Швеции и Готланд — именно эту территорию большинство источников называет как основную «метрополию» державы Ивара. Дальше источники расходятся в датах и родственных связях (Саксон Грамматик приводит противоречивые данные даже внутри «Деяний»), но так или иначе в какой-то момент во главе державы (несколько подрассыпавшейся, но все еще обширной) оказался Харальд Боезуб (предположительно внук Ивара), который в итоге делил власть и территорию со своим племянником Сигурдом Кольцо.
Если верить источникам, то какое-то время они уживались довольно мирно, и поводом для боевых действий послужило - вполне в духе скандинавского фатализма — желание стареющего Харальда встретить смерть с мечом в руках. Само собой, если смотреть на вещи с более практичной стороны, то становится ясно, что просто-напросто каждому из правителей хотелось править не половиной бывшей империи Ивара, а всей сразу, но столь меркантильные мотивы в качестве причины величайшей битвы в истории Скандинавии никого из летописцев явно не устраивали.
В итоге оба конунга принялись собирать войска и в конце концов встретились на поле Бравеллир, где и состоялось сражение, в котором сбылась мечта Харальда отправиться в Валхаллу с мечом в руках. Саги, как это ни странно, описывают битву довольно скупо, зато Саксон Грамматик совершенно не стесняется. Именно его описание столь красочно, что вызывает аналогии с несколькими сражениями древности при горе Мегиддо, которы были столь кровопролитными и масштабными, что в метафорическом виде даже попали в Библию как великое решительное сражение между добром и злом — Армагеддон.
Согласно Саксону Грамматику стороны готовились к битве семь лет и вывели на поле боя армии общей численностью в 200 000 воинов, в состав которых помимо собственно данов и шведов входили также англы, саксы, фризы, ливы, эсты, геаты, курши, карелы и многие другие народы с зависимых территорий. Для постройки флотов были вырублены целые леса, а насчитывали они до 3000 кораблей.
Понятно, что все эти цифры — чудовищное преувеличение для времен, когда отряд в 600 человек мог успешно осаждать, к примеру, такой город, как Париж. Можно взять за аксиому, что в основе легенды о битве при Бравелле действительно лежит какое-то важное сражение, но мы сейчас не знаем ни точной его даты, ни даже места, где оно могло произойти — источники дают крайне расплывчатые привязки по времени, практически совсем никаких — по месту. Все задействованные персоналии тоже являются либо легендарными (как Ивар, Харальд, Сигурд и маячящий где-то в конце этой истории сын Сигурда Рагнар Лотброк), либо вовсе мифическими, как, например женщины-воительницы Хеда, Ведбьорг (или Хедбьорг) и Висна - между прочим, одни из главных виновниц возникновения позднейших мифов о «девах щита». Кстати, если верить Саксону Грамматику, Висна происходила из Гардарики, из народа склавов.
Битва началась, и в бой вступили все, кто вышел на поле, однако описание сражения, как это принято в эпосе, концентрируется исключительно на подвигах героев, которые попеременно склоняли чашу весов то на одну, то на другую сторону. Здесь усматриваются явные параллели с описаниями сражений «Илиады» или, скажем, «Махабхараты», что лишний раз свидетельствует о легендарно-мифической природе битвы при Бравелле. Очень характерно в этом ключе завершение битвы — возничий Харальда оказывается принявшим обличье смертного богом Одином. Решив, что его подопечный уже заработал достаточно славы, Один собственноручно убивает того ударом палицы, лишний раз подтверждая свою репутацию свирепого и подлого божества. После смерти Харальда битва заканчивается, и на поле боя остаются 40 000 погибших. Сигурд Кольцо становится правителем.
Историческое значение битвы на поле Бравеллир в настоящее время обсуждается учеными с очень большой осторожность, невзирая на яркий след, который она оставила в культуре Скандинавии. Поскольку все источники, в которых она упоминается, датируются не ранее чем тринадцатым веком, не представляется возможным уточнить, когда и где в точности она состоялась, и даже была ли она вообще. Однако как великолепная история о древнескандинавском Армагеддоне она точно останется в памяти еще многих поколений.