Найти тему
Sunny Blues

40 лет назад Эйс Фрейли сыграл свой первый последний концерт с «KISS». Решится ли группа вновь вернуть его в состав?

Оглавление

3 декабря 1980 года Эйс Фрейли отыграл последний концерт своей первой эры в составе KISS.

Но в отличие от драматического ухода в 1979 году его бывшего коллеги по группе Питера Крисса, историческое значение выступления Фрейли на стадионе Western Springs в Окленде стало очевидным намного позже.

Вместо раскола произошёл медленный распад, который, по сути, начался ещё в конце 70-х годов. Пройдет еще целых полтора года, прежде чем Фрейли официально покинет группу в июне 1982 года, и еще шесть месяцев до того, как его уход станет достоянием общественности.

По мере приближения тура Unmasked 1980 года стало ясно, что KISS теряют популярность, которую они достигли в конце 70-х. Отход от оригинального хард-рока под влиянием поп-музыки и диско резко повлиял на их реноме.

Unmasked
Unmasked

Кроме этого, и без того хрупкие отношения между Фрейли и опорой KISS в лице Пола Стэнли и Джина Симмонса, были основательно ослаблены уходом Крисса.

«Ещё до того, как Питер покинул группу, у нас постоянно присутствовало определенное творческое и личное напряжение», - написал Фрейли в 2011 году в своей автобиографии No Regrets. «Это правда, что мы часто играли двое против двоих - я и Питер против Пола и Джина - но когда вспыхивали страсти, я обычно старался быть миротворцем. После ухода Питера я вскоре понял, что все никогда уже не будет по-прежнему».

Быстрый разворот Фрейли как автора песен и фронтмена добавил дополнительного напряжения в коллективе. Его сольный дебют 1978 года имел больший коммерческий успех и успех у критиков, чем одновременно выпущенные релизы его товарищей по группе, и Фрейли начал занимать все больше и больше места на альбомах KISS.

Он написал и спел три песни на пластинке Unmasked 1980 года, в том числе второй сингл альбома Talk to Me.

Пауэр-поп-звучание альбома привело к падению коммерческой успешности группы в большинстве стран мира, за исключением Австралии. В этой стране баллада Shandi, спетая Полом Стэнли, неожиданно ворвалась в топ 5 поп-чартов, положив начало волне популярности в духе битломании, которую KISS усилили аншлаговым туром.

«Это было похоже на тур мечты», - вспоминает Фрейли в "Kiss: Behind the Mask". «Я помню много девушек, много шампанского. Это был, наверное, один из самых веселых туров, который мы когда-либо отыграли, потому что мы были там шесть недель, а сыграли всего восемь или десять концертов».

Тем не менее, этот короткий оазис успеха отнюдь не утвердил Фрейли или его товарищей по группе во мнении, что корабль под названием KISS полностью отремонтирован и снова на плаву.

Первоначальную идею для следующего альбома можно коротко назвать «назад к основам», но в какой-то момент Стэнли и Симмонс решили отказаться от неё в пользу грандиозного, но абсолютно обреченного концептуального альбома 1981 года Music from The Elder со средневековой тематикой.

Эйс
Эйс

Эйс Фрейли отказался вживую присоединиться к группе для записи этого проекта, и вместо этого отправил свои гитарные партии по почте, записав их на своей домашней студии. «Когда я смотрел по телевидению видео KISS, исполняющих песни из этого альбома, я пытался сохранить серьезность», - рассказывает Фрейли в No Regrets: «Но, я не знал, смеяться мне или плакать».

Он коротко постригся, чтобы внешне соответствовать своим товарищам по группе, и появился рядом с ними на Solid Gold Friday, но затем пропустил съёмки на итальянском телевидении, оставив KISS впервые выступить в составе трио. Коммерческий провал альбома отбросил напрочь любую идею турне.

Несмотря на яростные возражения коллег по группе и её бизнес-консультантов, Фрейли решил, что ему нужно уйти.

«Я отлично помню разговор с моим адвокатом в его офисе», - вспоминает Фрейли в No Regrets. «Он изо всех сил пытался убедить меня, что уйти из KISS - это самое глупое, что я могу сделать. Но я знал, что если я не уйду из группы, я просто умру. В моей жизни был полный беспорядок тогда. У меня не было больше ничего общего с KISS, мне не нравилось направление, в котором движется группа».

Он также рассказывает, что Стэнли попробовал тогда помириться с ним.

«Пол заглянул ко мне домой, и мы немного поболтали. Затем мы пошли вместе в торговый центр в Стэмфорде, штат Коннектикут, сделали несколько покупок и беседуя, попытались восстановить хотя бы частично нашу старую дружбу», - объясняет Эйс в No Regrets. «Я оглядываюсь на это сейчас и понимаю, что с его стороны это был великодушный жест. В тот день Пол очень старался отговорить меня от ухода, но мое решение просто не могло тогда поменяться».

Это решение поставило и Фрейли, и KISS в ещё более сложное финансовое положение. Группа, и без того испытывающая нехватку денежных средств, незадолго до этого заключила сделку со звукозаписывающей компанией, которая гарантировала аванс в 2 миллиона долларов за каждый новый студийный альбом - но только при условии участия в нем всех трех оставшихся оригинальных участников.

«Если кто-то из троих, Джин, Пол или Эйс уйдёт, KISS нарушат условия договора, и Phonogram будет иметь право расторгнуть сделку», - рассказал бывший коммерческий директор С.К. Лендт в своей книге Kiss and Sell. «Учитывая недавнюю череду неудач KISS и их несколько потускневшую репутацию среди рок-фанов, было очень маловероятно, что какая-либо другая звукозаписывающая компания предложит им условия, которые хоть немного приблизились бы к тому, что у них было».

И хотя KISS, наконец-то, записали альбом в стиле «назад к основам», за что ратовал Фрейли, он никак не участвовал в релизе 1982 года под названием Creatures of the Night.

Вместо него в записи альбома участвовали пять разных гитаристов, имена которых не были указанные на обложке. Среди них - Роббен Форд, Стив Фаррис из группы Mr. Mister, и более других - Винни Винсент, который в будущем официально заменит Эйса Фрейли, а тогда стал соавтором трех песен, включая хит-сингл I Love It Loud.

Идея, по словам Лендта, заключалась в том, чтобы «сохранить иллюзию, что Эйс все еще находится в KISS, как можно дольше, а не раскачивать лодку под названием Phonogram». Это дало бы им возможность получить, по крайней мере, последний крупный чек.

Но раскол был наконец обнародован, когда KISS начали свой 10-летний юбилейный тур 29 декабря 1982 года с Винсентом, который теперь носил свой собственный дизайн макияжа "Ankh Warrior". Плохая продажа билетов и отмены концертов мешали туру, но это был необходимый первый шаг в возвращении KISS к коммерческой значимости.

Ankh Warrior
Ankh Warrior

Фрейли же ещё несколько лет боролся с наркозависимостью и параллельно оправлялся от почти летальной автомобильной аварии в 1983 году, но затем начал свою сольную карьеру, выпустив три альбома подряд: Frehley's Comet в 1987 году, Second Sighting в 1988 году и Trouble Walkin' в 1989 году.

В начале 90-х Фрейли вернулся в KISS для очень успешного тура в оригинальном составе. Затем последовали еще два тура и альбом «воссоединения», на котором он почти не играл. Затем, в 2001 году, Фрейли вновь покинул группу.

Несколько спорным ходом является факт, что KISS заставили своего нового гитариста Томми Тайера носить макияж Spaceman, который всегда и у всех ассоциируется с Фрейли. «Им следовало бы придумать другой макияж, как они ранее сделали это с Эриком Карром и Винни Винсентом», - заявил Фрейли журналу Village Voice в 2014 году.

Томми Тайер
Томми Тайер

Но хоть Фрейли и продолжает обмениваться колкостями со своими бывшими товарищами по группе по поводу корректности использования его персонажа, да и по другим вопросам, они с тех пор несколько раз неплохо сотрудничали. Стэнли в 2016 году спел в кавере Фрейли на песню Fire and Water группы Free, а Симмонс стал соавтором двух песен для альбома Spaceman 2018 года.

Фрейли несколько раз открыто заявлял, что готов вернуться на своё старое место для прощального тура End of the Road, утверждая, что его возвращение к трезвому образу жизни означает, что он, наконец, сможет объединиться со Стэнли и Симмонсом.

«Я сказал Полу и Джину: «Все то время, когда вы работали вместе со мной, я не раз вас подводил. Я часто опаздывал, приходил не вовремя и пропускал сеансы записи», - сказал Фрейли. «Теперь же я именно тот парень, каким вы хотите, чтобы я был».

Интересно, чем это всё закончится? Решаться ли Пол и Джин отказаться от, извините, трудяги, но не звезды Тайера в пользу объединения трёх участников оригинального состава?

Подписаться!

Читать также: