2,8K подписчиков

Как автору пробраться в кино: интервью с действующими сценаристами

228 прочитали

Авторы Дзен-канала В кино: сценаристы из региона Сергей ЛИТВИНОВ и Вадим ДУТОВ честно и пошагово расписали для новичков путь в профессии.

Авторы Дзен-канала "В кино: сценаристы из региона" Сергей Литвинов и Вадим Дутов честно и пошагово расписали для новичков путь в профессии.

Слухи о баснословных гонорарах сценаристов тревожат каждого, кто связался с печатным словом. Зачем писать сотни тысяч знаков, если можно сорвать большой куш сразу? Вон, Джон Траволта в фильме "Достать коротышку" просто рассказал продюсеру сюжет из жизни — и готово: он в Голливуде.

Пролезть в кино и сериальный бизнес пытаются многие. Шлют свои опусы в продюсерские центры. Публикуются на сайте сценарист.ру. Но до реальной работы доползают единицы.

Я точно знаю, что стать сценаристом, у которого покупают — всё равно, что сорвать куш в "Столото". У меня самой есть пара сценариев — и огромный страх неудачи.

Дзен-канал В кино: сценаристы из региона мне попался случайно и удивил толковыми текстами. Это сразу чувствуется, когда люди знают, о чём говорят.

В своём интервью авторы канала Вадим ДУТОВ и Сергей ЛИТВИНОВ не просто рассказали о том, куда автору девать свой сценарий, а выдали практически мануал для тех, кто мечтает увидеть своё скромное имя в титрах.

▶️ Эта тема меня искренне занимает, и я позволила себе пару ремарок к интервью. Они отмечены значком 💬

Сергей Литвинов и Вадим Дутов: "Рано или поздно публика полюбит российское кино снова". Все фото предоставлены героями интервью.
Сергей Литвинов и Вадим Дутов: "Рано или поздно публика полюбит российское кино снова". Все фото предоставлены героями интервью.

▶️ Словарь для чтения интервью

Сценарная отрасль предельно англизирована, поэтому я вынесла все термины наверх — с расшифровкой. Так читать будет удобнее.

📌 Питчинг — способ защиты своего сценария перед продюсерами;
📌 Short film — короткометражка;
📌 High-concept — идея, сюжет одной строкой;
📌 Скрипт-доктор — специалист, который дорабатывает (лечит) уже существующий сценарий;
📌 Script-to-screen — "с текста на экран";
📌 Scrivener, Writerduet, КИТ-Сценарист — программы для сценаристов;
📌 Логлайн — максимально короткий пересказ сценария, примерно 3 предложения;
📌 Референсы — схожая история из уже существующего кино;
📌 Шоураннер — исполнительный продюсер, отвечающий за основное направление и развитие проекта.

▶️ Досье:

Вадим Дутов — сценарист, продюсер. Работе сценариста обучался в Высшей школе режиссёров и сценаристов и онлайн-киношколе "Снегири". Вадим работает сценаристом и продюсером на мини-сериале. Участвовал в создании первого телеграм-кино-чата "Кто?"(скоро эфир). Вадим ведёт паблик сценаристов творческого объединения "29hrs" ВКонтакте и в личных соцсетях.

Сергей Литвинов — сценарист, редактор, скрипт-доктор, сооснователь и руководитель сценарного отдела компании “29hrs”. Соавтор телеграм-кино-чата "Кто?". Финалист питчингов Potential 2018 (Short film), Potential 2019 (High-concept). Финалист конкурса сценаристов студии Premier. Соавтор и продюсер сценарных подкастов “Внутри сценариста” и script-to-screen вместе с Вадимом. Автор Дзен-канала “В кино: сценаристы из региона” и других проектов “29hrs”. Сергей - киногик: он просмотрел 5000+ фильмов и сериалов.

💬 По совету Сергея и Вадима сразу после интервью я скачала себе программу "КИТ-Сценарист" и отправила на их суд первый абзац:

Что я сделала не так? Комментарий в конце интервью.
Что я сделала не так? Комментарий в конце интервью.

Лица ДЗЕНА: Ребята, скажите, что, оформление сценария, действительно, такая важная штука? Нельзя писать просто в формате Word? А ещё этот шрифт… Правда, что нужен только Courier New? Я читала, что один лист "курьером" равен одной минуте кино. Но неужели это так важно?

Сергей ЛИТВИНОВ: Интересно, что первый вопрос не о том, как продать сценарий в Голливуд. Можно считать мини-проверку на адекватность как начинающий автор вы уже прошли.

Сценарий обычно пишется в "американке" это мировой образец форматирования кинотекста:

Скриншот страницы сценария в "американке".
Скриншот страницы сценария в "американке".

Существуют и другие формы записи, но лучше их не знать или разучиться, если пишете в них. Серьёзно. Всё связано не только с правилом "одна страница = одна минута", но и с уважением к съёмочной команде. Каждый из них будет разбирать сценарий с точки зрения своей профессии, поэтому важно, чтобы формат был единым.

Вадим ДУТОВ: Да, сценарий это инструкция для всех цехов. Чем он чётче и понятнее, тем легче всем работать.

СЛ: Существует и "русский" формат записи, но, пожалуйста, пожалейте глаза и восприятие читателей.

ВД: По оформлению сразу видно профессионал вы или нет. Если вы не соблюдаете формат, то, скорее всего, у вас множество ошибок и в сценарии. Вот мы даже пишем букву "ё", чтобы читателям было удобнее.

Можно писать в Word, но тогда нужно подключать макросы, настраивать стили… Это всё отнимает время и силы. Проще использовать специальные программы. Я, например, пишу в "КИТ-сценарист".

"Один лист равный одной минуте" чисто производственная вещь. Нужно понимать, какой хронометраж займёт сценарий, чтобы соблюсти формат сериала или фильма.

ЛД: По вашему совету я скачала себе программу КИТ-Сценарист. Раньше уже скачивала Scrivener. Всё это, на первый взгляд, удобно, только немного похоже на паззл. А итоговый файл всё равно придется сохранять как-то иначе. А как? У меня не получилось, тупо сделала скриншот. Может не париться, писать по старинке, без программного обеспечения?

СЛ: Мы живём в золотой век технологий, сейчас много классных программ для сценаристов. В Scrivener я никогда не работал, поэтому конкретно по ней сказать не могу, но много слышал положительных отзывов от коллег. А в КИТ-Сценарист работал долго, это функциональная бесплатная программа. Правда, около полугода назад перешел на Writerduet, мне кажется, что эта штука удобнее, весь функционал под рукой. Но каждому своё, кто-то до сих пор пишет и в ворде. От этого ваша история скучнее или интереснее не становится.

ВД: Я Scrivener не пользовался, не знаю, как она выглядит и что умеет. Если вам неудобно это, просто ищите удобное ПО.

Кстати, я сам начинал работать в Word и перелез на КИТ-Сценарист, скрепя сердце (никто не любит перемен). Теперь рекомендую его всем, отличная программа. К тому же, бесплатная и на русском языке, хотя английский язык нужно знать каждому сценаристу.

СЛ: А сохранять текст сценария обязательно нужно в pdf. Это элементарная культура в индустрии всё равно, что поздороваться или сказать "спасибо". Для тебя это пара лишних кликов, зато у читателя не съедет текст или разметка. Забота о читателе — важная часть нашей профессии.

ЛД: Ну вот, мы написали сюжет. Что ещё сделать, чтобы показать сценарий куда надо: логлайн, синопсис, поэпизодный план? Что-то забыла? А можно без чего-то обойтись? Без чего?

СЛ: Обычно сценарный пакет формируется из нескольких документов.

Это заявка (1-3 страницы), сам сценарий фильма или пилот сериала, мотивационное письмо (1-2 страницы, объясняющие, почему вам так важно рассказать эту историю) и посерийный план (до 8 страниц). Для сериалов - кратное восьми описание следующих за пилотом эпизодов вашего проекта. Презентация проекта не обязательна, но желательна.

Сергей Литвинов на презентации собственного проекта. Все фото предоставлены героями интервью.
Сергей Литвинов на презентации собственного проекта. Все фото предоставлены героями интервью.

Это необходимый минимум. Написать продюсеру или режиссёру "у меня есть идея, которая сделает тебя богатым", не имея полноценного материала, который можно ему предложить это банальное неуважение.

ВД: Напишите заявку. В неё входят логлайн, синопсис, референсы, формат, жанр. Поэпизодный план не нужен. Вы покажете заявку и сценарий, иногда только сценарий. А вот, когда у вас купят сценарий и его придётся дорабатывать, тогда и понадобится поэпизодный план. На начальном этапе этот документ только для вас, продюсерам его не показывают.

Если у вас сериал, то обязательно нужен посерийный план: каждая серия на одну-две страницы с кратким описанием, что происходит, крючок на следующую серию и на следующий сезон (в последней серии). Кроме перечисленного в пакет ещё входит библия персонажей.

ЛД: Следующий главный вопрос: кому нести показывать? И надо ли писать сценарий, если пока показать некому? Какой путь правильней — мучительно шлифовать свой шедевр или сначала искать, куда его пристроить?

СЛ: Первые три сценария лучше никому не показывать. Можно отправлять их на конкурсы, советоваться с соавторами, но начинать общение с будущим работодателем с плохого сценария (а первые три будут ужасными) лучше не стоит.

ВД: Я б сказал, даже первые 5-10 сценариев будут ужасными.

Не стройте иллюзий, шедевр вы не напишете с первого раза, никто этого не делал без опыта. Для начала покажите текст кому-то, кому доверяете. Если есть знакомый сценарист, то лучше ему.

Можете нам показать, мы стараемся дать адекватную обратную связь абсолютно всем. Не стоит надеяться только на себя со стороны виднее. Даже крутейшие шоураннеры Голливуда нанимают редакторов и слушают соавторов.

СЛ: Сценарии надо писать, и как можно больше. Тут всё как в спорте — чем больше тренируешься, тем сильнее становишься.

Писательство — тоже мышца, и тренировать её нужно написанием сценариев, чтением сценариев и книг, просмотром и анализом фильмов/сериалов.

Можно найти авторов своего уровня и получить от них обратную связь. Или записаться на сценарные курсы к преподавателям, которые могут уделить вам достаточно внимания. Вот мы — можем.

Хороший сценарий всегда найдёт своего продюсера и режиссёра. Это дело времени. Например, сценарий фильма "Фаворитка" ждал своего часа 20 лет. Так что торопиться не нужно. Это нормально, когда первые годы ничего не получается, главное — не бросать.

ВД: Когда вы считаете, что сценарий готов, отправляйте его продюсерам, студиям. Можете открыть сайт АПКиТ — "Ассоциации продюсеров кино и ТВ". Там очень много студий с контактами. Можете найти продюсера на фб и написать ему в личку.

Можете нас задействовать, в этом мы тоже стараемся помогать, особенно, если сами работали с вашим сценарием. Кстати, на наших курсах будет такая функция — подготовиться к питчингу и наладить контакт с продюсерами.

Вадим Дутов налаживает контакты с продюсерами. Все фото предоставлены героями интервью.
Вадим Дутов налаживает контакты с продюсерами. Все фото предоставлены героями интервью.

ЛД: Говорят, есть два типа сценаристов: литературные негры на проекте и те, кто продаёт идеи. Это правда? Или есть ещё варианты?

СЛ: В российском кино почти не слышно про тех, кто продаёт идеи.

Это больше характерно для американского рынка. У каждого сценариста, продюсера, режиссёра и даже костюмера — миллион своих идей.

ВД: Может, так и бывает. Хотя обычно начинающим авторам с потенциалом никто не предлагает запустить их проекты. Если автор хорош и что-то может, его наймут на продюсерский проект. Потом уже предложат запустить своё, когда автор созреет. Но если ваша идея действительно крутая, её возьмут в работу. Другое дело, что вы сами можете не справиться, и вместо вас наймут другого сценариста. И так бывает.

СЛ: Практика сценарных рабов существует. Иногда это хорошая школа, иногда — путь к выгоранию. Всё зависит от ситуации, но за любой шанс стоит хвататься. Вариантов множество: выходи во двор, включай камеру на смартфоне, и вот ты полноценный автор фильма.

ВД: Одно время я работал на чужих проектах тем самым негром. Чтобы запустить свой проект, я сам стал продюсером.

ЛД: Из чего состоит жизнь сценариста? 10 дней пишем, 20 — обиваем пороги студий и тусуемся с коллегами?

СЛ: Жизнь сценариста — это калейдоскоп профессий, связанных воедино. Тебе нужно и владеть словом, и редактировать, и не забывать про маркетинг, чтобы продвигать себя, и оценивать шансы сценария на экранизацию. Нужно уметь общаться с людьми.

Понимать психологию и своё тело, чтобы не заработать выгорание и депрессию. И мне это безумно нравится. Это постоянные учёба и развитие.

Сергей на корте. Все фото предоставлены героями интервью.
Сергей на корте. Все фото предоставлены героями интервью.

Я, например, изучаю нейробиологию — она очень тесно связана с современной драматургией. Очень рекомендую, будет много неожиданных открытий.

ВД: Жизнь сценариста когда насыщенная, когда скудная. Я пишу каждый день, если проект только начался. Если у меня недостаточно информации, читаю статьи, смотрю фильмы и сериалы. Это необходимо, чтобы быть в теме. Обязательно читаю книги. Не пишу только в выходной, но в последнее время выходных у меня не бывает.

Занимаюсь музыкой, барабаны мне позволяют сбросить стресс и расслабиться.

Вадим на барабанах. Все фото предоставлены героями интервью.
Вадим на барабанах. Все фото предоставлены героями интервью.

У нас, конечно, стальные попы, но телом надо заниматься. Держать тело в тонусе и для мозга полезно.

СЛ: В сценаристе нет ничего от романтического творца. Обычно приходится заниматься всем одновременно. Продать сценарий очень трудно, поэтому нужно время для продвижения себя и своего бренда. Кстати, о графике мы с Вадиком говорим во втором эпизоде нашего подкаста Внутри сценариста.

ВД: Бывают дни, когда я могу весь день протусить на мероприятиях, с друзьями, выпить в баре чаю (я не пью алкоголь). Общаться и наблюдать за людьми. Много полезного для сценария можно выцепить в такие моменты.

Вадим: как выцепить вдохновение. Все фото предоставлены героями интервью.
Вадим: как выцепить вдохновение. Все фото предоставлены героями интервью.

Это своего рода вдохновение — ты узнаёшь от людей истории, придумываешь персонажей. Надо лишь слушать и наблюдать.

Сложно быть классным автором, сидя в четырёх стенах. Ты отрываешься от жизни и перестаёшь создавать то, что интересно. Я проверил это на себе.

В Москве можно ходить на киношные тусовки, чтобы быть в теме и найти единомышленников. На тусовках есть шанс подсунуть сценарий продюсеру. Но нужно помнить, что на одном сценарии работа не останавливается. Закинули продюсерам один и сразу беритесь за второй. Если интерес будет, вас обязательно спросят: а есть ещё что почитать?

ЛД: Моя коллега раньше писала сериалы в паре с подругой. Успешно. Потом рынок схлопнулся, заказов стало меньше. Как это совмещается с тем, что качественного кино и сериалов у нас не очень много?

СЛ: "Классных сериалов и кино мало" — это миф. Классных фильмов и сериалов в России великое множество. Просто мы привыкли ругать наше кино.

За последние годы всё сильно изменилось, появились "Измены", "Эпидемия", "Домашний арест", "Звоните Ди Каприо". Список можно продолжать, и всё это проекты международного уровня.

Рано или поздно мы снова полюбим своё кино.

ВД: Да та же "Эпидемия" просто разорвала Нетфликс и даже порадовала Стивена Кинга. Вашей подруге нужно понять причину — что произошло с заказами лично у неё? Сейчас, наоборот, сериальный бум, все ищут проекты и авторов. А то, что у нас не очень много качественных фильмов и сериалов, так у нас в принципе не много авторов и проектов. Сравните с Голливудом, и вы удивитесь, какая наша киноиндустрия пока ещё крошечная. Но с каждым годом всё больше крутых проектов, это радует.

ЛД: Кого в России вы, как специалисты, считаете супер-успешными сценаристами?

СЛ: Мне нравится всё, что делает команда продакшена "Друг Друга": сценаристы Николай Куликов, Константин Майер вместе с продюсером Сергеем Корнихиным. Нравятся Роман Кантор и Алексей Караулов. Сейчас это ведущие сценаристы индустрии. Они задают правила игры и делают это мастерски.

ВД: Добавлю ещё Илью Куликова, Андрея Золотарёва, Олега Маловичко, Дарью Грацевич, Семёна Слепакова. Кажется, мы перечислили всех мастодонтов.

ЛД: А что вы скажете про стрим-платформы? Как туда попасть? Имеет смысл пытаться?

СЛ: Способов много. Начиная от отправки сценария на почту студии, которая занимается производством контента, до личного знакомства с теми, кто там работает.

ВД: Попасть туда можно так же, как и на ТВ — пишите и отправляйте.

СЛ: Смысл всегда есть. Сделайте действие своим преимуществом.

ВД: Тем более, сейчас там самые крутые и дорогие вещи делаются.

ЛД: Видела питчи Бекмамбетова в прямом эфире. Сценаристы приносят идеи, им выделяют бюджеты. Но мне кажется, это дохлый номер. Ну, дадут тебе пару миллионов на съемки и что ты с ними будешь делать?

СЛ: Не согласен. Сценарист должен заботиться о качестве будущего проекта, а не считать деньги. Опять же, пробовать нужно всё. Даже если вы не получите денег, то можете получить связи, что намного важнее.

ВД: Я думаю, что вам не дадут бюджет на съёмки. Просто выкупят ваш проект или наймут автором. Вы получите деньги и титры.

Но, вообще, на пару миллионов можно снять крутую историю. Есть фильмы с очень маленьким бюджетом, которые собрали гигантские деньги. Например, фильм «Паранормальное явление» с бюджетом $15 тыс. собрал больше $190 млн.

Всё решает история. Например, мы сейчас создаём мини-сериал с бюджетом гораздо меньше, чем два миллиона рублей, но в центре сюжета очень человеческая история, которая позволяет нам не думать о крупных бюджетах.

ЛД: А что с экранизациями? Вот у меня есть классная повесть, прямо вижу её на экране. Но из неё же надо сначала сделать сценарий. Или как? Как устроен этот рынок? И ещё: как выбрать — писать книги или сценарии? Есть примеры авторов, кто успевает и там, и там?

СЛ.: Да, для повести или книги отдельно пишется сценарий. Будет большим преимуществом, если у вашей интеллектуальной собственности уже существует аудитория, продать такой проект будет легче.

А как разделить любовь между книгами или сценариями выбирает сам автор. Можно сначала написать успешную книгу, а потом написать сценарий по ней. Получите два гонорара или славу. Всё зависит от цели. Например, писатель Дмитрий Глуховский написал сценарий к своей же книге "Текст".

💬 Да и здесь, на Дзене, есть такие успешные авторы.

Надо просто делать всё в своё удовольствие.

ВД: Конечно, нужно делать сценарий отдельно. Кино требует другого языка, отличного от книги. Лично я адаптациями только пробовал заниматься, но это отнимало много сил и времени. Нужно было прочитать книгу, разделить её на линии, важные и не важные, понять, какие персонажи нужны, какие не нужны, и так далее.

Это очень кропотливый и ёмкий труд, а мне тогда предлагали за него что-то около пяти тысяч рублей. Я отказался, потому что такая работа стоит в сотни раз больше. Но адаптации хороши тем, что вы берёте уже готовый проверенный текст и превращаете его в кино. Если посмотрите рейтинги на Кинопоиске или imdb, то заметите, что почти все самые успешные и классные фильмы — это адаптации книг или комиксов.

А что писать — книги или сценарии — каждый выбирает сам. Сценариями вы быстрее заработаете, чем книгами — книгами можно вообще не заработать.

Я вот пытаюсь писать параллельно и книгу, и сценарии, но что-то из этого начинает проседать. Я сделал выбор в пользу сценариев, а книгу пишу только под настроение. Специально ей не занимаюсь.

ЛД: Я б пошла учиться во ВГИК, да уже поздно. На сценарные школы денег не напасёшься. А нужны они вообще?

СЛ: Если вы идёте в школу или на курс за волшебной формулой — это будет пустая трата времени и денег.

ВД: Проблема многих киношкол — там много лишней теории. Если вы никогда не писали, вы просто не поймёте, о чём вам говорят.

Мы сами планируем запустить курсы по своей методике — минимум самой необходимой теории и огромное количество практики с обратной связью 24/7. Планируем авторскую комнату, где можно будет сразу работать над сценарием вживую.

Так что, учиться надо, но надо это делать правильно.

ЛД: Зачем люди выкладывают сценарии на сайте "Сценарист. ру"? Чтобы критику послушать? Или есть толк? Какой?

СЛ: Если воспринимать критику не как угрозу самолюбию, а как способность к росту, толк есть и в критике. Любому сценаристу нужен напарник, который честно скажет, что ваш сценарий нуждается в доработке. Мы часто варимся сами в себе, но только специалист со стороны может указать на ошибки.

ВД: Я думаю, только для критики. Не слышал, чтобы продюсеры читали там сценарии. Они свою-то почту не успевают разгребать.

ЛД: Слышала, что для сценариста крайне важна такая штука как "насмотренность", знание контекста. Может быть, вы посоветуете пару базовых книг или статей в помощь новичкам? И фильмов с образцовой драматургией.

СЛ: Я рекомендую сериалы "Первобытный"/Primal и "Клиника"/Scrubs. Фильмы "Достучаться до небес", "Гудбай, Ленин" "Охота" режиссёра Томаса Винтерберга. Книгу Насти Травкиной Homo Mutabilis и сайт scriptshadow.net (читать подряд и до конца).

ВД: Я бы порекомендовал "Миф и жизнь в кино" Александра Талала, "Психологию в кино" Татьяны Салахиевой-Талал, "Спасите котика" Блейка Снайдера, "Кино между раем и адом" Александра Митты, "Анатомию истории" Джона Труби.

Насчёт идеальных фильмов для разбора: возьмите пять лучших и пять худших фильмов в рейтинге Кинопоиска и подумайте, чем они хороши и чем плохи.

ЛД: Думаю, начинающие сценаристы уже могут сказать вам большое спасибо. Всё очень конкретно и подробно. Но расскажите о себе. Как вы пробивались, чего добились и где работаете сейчас?

СЛ: Я начал достаточно давно и набил все возможные шишки. Не получалось, бросал писать. Снова начинал и снова не получалось. Действовал в одиночку и сейчас понимаю, что это — сложный путь и почти всегда в никуда. Прорыв случился, когда начал работать с соавторами, потому что кино — это командная работа, а взаимная поддержка очень помогает. Только после этого у меня стало получаться, пошли финалы конкурсов, питчинги, предложения из индустрии.

Уже больше трёх лет пишем вместе с Вадимом, организовали творческое объединение, планируем делать классное жанровое кино и сериалы.

Проекты, над которыми мы сейчас работаем, ещё не анонсированы, поэтому мы не можем о них рассказать. Но мы приложим все усилия, чтобы результат вышел достойным внимания зрителя.

ВД: Я в кино пришёл через годы КВН и стендапа. Много писал, встретил Сергея, и мы стали писать вместе. Так появилась бесценная обратная связь, мы начали расти. Дальше — питчинги и конкурсы.

Однажды я увидел объявление о наборе в авторскую комнату KVN Production, попробовал. Получилось, уехал в Москву. Работал там над драматическими и комедийными сериалами. Затем, по личным обстоятельствам, вернулся домой. Сейчас пишу сценарии на удалёнке. Подкасты вот с Сергеем записываем.

А ещё у нас в Сыктывкаре стала меняться творческая среда. Люди стали интересоваться кино, гореть этим. Раньше было нереально найти единомышленников в нашем городе, а теперь у нас внезапно собралась крутая команда, и мы думаем снять свой сериал. То есть, я стал ещё и продюсером.

Для меня было важно доказать окружающим, что я занимаюсь делом, которое не просто нравится, но и приносит доход. Раньше было очень много скептиков и тех, кто в меня не верил. А теперь всё наоборот и это очень ценно.

▶️ Блиц. За чем будущее кино?

👉🏻 За интернетом или ТВ?

  • СЛ: За интересными историями.
  • ВД: Абсолютно согласен. Но я за стриминг-платформы.

👉🏻 За семейными сагами или детективами?

  • СЛ: За интересными историями.
  • ВД: И за тем, и за другим. Это разные жанры и разные эмоции.

👉🏻 За фантастикой или боевиками?

  • СЛ: За интересными историями.
  • ВД: Боевики и фантастика смешались, но ни тот, ни другой жанр не вызывает такого восхищения как раньше.

👉🏻 За сериалами или полным метром?

  • СЛ: За интересными историями.
  • В.Д.: За сериалами, но полные метры не пропадут.

👉🏻 За толерантностью или за правдой жизни?

  • СЛ: За интересными историями.
  • ВД: Такое чувство, что толерантность становится правдой жизни.

👉🏻 За фикшн или нон-фикшн?

  • СЛ: За интересными историями.
  • ВД: Фикшн, основанный на нон-фикшн.

▶️ Комментарий героев интервью к моему оформлению сценария в программе "КИТ-Сценарист". Что я сделала не так:

Авторы Дзен-канала "В кино: сценаристы из региона" Сергей Литвинов и Вадим Дутов честно и пошагово расписали для новичков путь в профессии.-10

Вадим Дутов: В синопсисе можно не писать "ИНТ.", тем более вы его поставили в конце названия сцены, а надо — в начале. И весь заголовок надо сделать заглавными буквами.

В описании действий заглавными буквами обычно выделяются имена персонажей, это упрощает работу кастинга и показывает первое появление героев. Но в нашем случае определения "сценаристы" и "журналистка" тоже важны, и я не вижу ничего плохого в том, чтобы выделить и это.

Ещё бы предложил разбить этот абзац на два. Первый, где говорится о нас за ноутбуками. А второй — "Таня написала сценарий" и далее по тексту. Это две разные картинки, два разных действия, разных кадра.

▶️От автора интервью

Я присматриваюсь к теме сценаристики уже года три. Меня всегда отпугивало две вещи: оформление текста и непрогнозируемый выхлоп. Углубившись в сценарий в очередной раз, я наткнулась на Дзен-канал В кино: сценаристы из региона и даже что-то спросила в комментариях. Тексты на канале мне показались весьма практичными + написаны с увлечением, а это всегда подкупает. А после интервью с моими новыми знакомыми, я, пожалуй, всё-таки доведу это страшное дело до конца. Надеюсь, текст будет полезен всем, кто хочет когда-нибудь увидеть своё имя в титрах.

▶️ Если вас тоже интересует сценарное мастерство, можно задавать вопросы Сергею и Вадиму в комментариях.

Автор интервью: Таня Разумова Все права ©

Авторы Дзен-канала "В кино: сценаристы из региона" Сергей Литвинов и Вадим Дутов честно и пошагово расписали для новичков путь в профессии.-11

Друзья, с 1 декабря 2020 года, я, журналист и писатель Таня Разумова — новый главный редактор проекта "Лица ДЗЕНА". Я очень люблю жанр интервью и своих героев. Надеюсь, вам тоже будет интересно на канале.

.