Найти тему

История одной премьеры: «Броненосец "Потёмкин"» в кинотеатре «Художественный»

В январе 1926 года в кинотеатре «Художественный» громкая новинка — фильм «Броненосец “Потёмкин”».

Это второй полнометражный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна, который уже прославился авангардными театральными постановками и теперь осваивает кино. В марте 1925 года Эйзенштейн получает крупный заказ от государства — снять фильм к двадцатилетию революции 1905 года. Рабочее название — «1905 год».

Юный Сергей Эйзенштейн в дебютной короткометражке «Дневник Глумова» (1923 год)
Юный Сергей Эйзенштейн в дебютной короткометражке «Дневник Глумова» (1923 год)

Эйзенштейн запирается на втором этаже подмосковной дачи (первый этаж занимает писатель Исаак Бабель) и вместе с матёрой большевичкой Ниной Агаджановой-Шутко пишет 400-страничный сценарий, который охватывает события русско-японской войны, «Кровавое воскресенье», всеобщую стачку и антиреволюционные погромы. Мятеж моряков на российском военном корабле «Князь Потёмкин-Таврический», стоявшем на рейде под Одессой, занимает там всего 3 страницы.

Юбилейная комиссия ВЦИК торопит режиссёра закончить фильм до конца 1925 года. Эйзенштейн начинает съёмки только в августе. Погода стоит пасмурная, и обеспокоенное Госкино советует съёмочной группе ехать в солнечную Одессу. Тогда же Эйзенштейн решает сделать фильм про броненосец «Потёмкин» на основе тех самых трёх страниц.

Премьеру фильма назначают на январь 1926 года. По случаю фасад кинотеатра «Художественный» украсил макет корабля с мачтами, знамёнами и орудиями, а билетеры одеты в матросскую форму. Внутри висят спасательные круги и морские флаги, а перед началом показа горнист играет гимн восстания.

Фасад кинотеатра «Художественный», украшенный по случаю премьеры «Броненосца "Потёмкин" (1926)
Фасад кинотеатра «Художественный», украшенный по случаю премьеры «Броненосца "Потёмкин" (1926)
Перед первым показом «Броненосца "Потёмкин"» в «Художественном» горнисты играли гимн восстания (1929)
Перед первым показом «Броненосца "Потёмкин"» в «Художественном» горнисты играли гимн восстания (1929)

Фильм домонтировали незадолго до этого. Когда 21 декабря для партийной верхушки организовали предварительный показ в Большом театре, монтаж фильма ещё был не завершён. Перфекционист (а, может, прокрастинатор) Эйзенштейн всё ещё работает в монтажной, и его помощник, режиссёр Григорий Александров, уже после начала сеанса на мотоцикле подвозит коробку за коробкой монтажной плёнки. Премьера в «Художественном», к счастью, обошлась без приключений.

Сергей Эйзенштейн и его помощник, будущий режиссёр Григорий Александров, на вилле Колд Уотер Кэньон под Лос-Анджелесом (1930)
Сергей Эйзенштейн и его помощник, будущий режиссёр Григорий Александров, на вилле Колд Уотер Кэньон под Лос-Анджелесом (1930)

«Броненосец "Потёмкин"» изменяет представления всего мира о возможностях киноискусства, а Эйзенштейн вмиг становится самым известным советским режиссёром. В квартирке на Чистых прудах он принимает Стефана Цвейга, Теодора Драйзера, Ле Корбюзье, Альфреда Барра и других.

Голливудские могулы Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс предлагают Эйзенштейну снять фильм в Америке. Режиссёр заручается согласием советских властей, выезжает за границу, но мешает экономический кризис 1929 года. Американские студии сокращают свои бюджеты, а взошедшая звезда кинематографии томится в Европе в ожидании приглашения, попутно знакомясь с главными интеллектуалами того времени — от Джеймса Джойса и Бернарда Шоу до Жана Кокто и Ман Рэя.

Слева направо: художник Ханс Рихтер, Сергей Эйзенштейн и фотограф Ман Рэй в Париже (1929)
Слева направо: художник Ханс Рихтер, Сергей Эйзенштейн и фотограф Ман Рэй в Париже (1929)

Спустя 17 лет режиссёр, который успел побывать в США, заехать в Мексику и с трудом вернуться в СССР, оказывается прикован к постели после инфаркта. Он начинает писать мемуары, с горечью вспоминая бурную молодость: «Жизнь пройдена вскачь, без оглядок, как пересадка за пересадкой, как погоня за одним поездом с другого. Поспеть туда-то. Не опоздать туда. Выбраться отсюда. Как из окна вагона, мимо летят обрывки детства, кусок юности, пласты зрелости. И вдруг ужасное осознание! Что всё это не удержано, не схвачено, только пригублено. Нигде не выпито до конца. И редко — проглочено, а не надкусано. Подымаясь куда-то, чувствуешь, что жил уже мыслью о том, как будешь сходить с лестницы. Расставляя книги по полкам, задумывался над тем, кто будет снимать их с этих мест после моей смерти. И целуя в первый раз новые, ещё чужие губы, я уже думаю о том, как на эти же губы ляжет поцелуй прощальный».

Великие режиссёры тоже советуют замедляться.