160 подписчиков

Взрывное советское детство

Дело было в 1980 году. Мама моего лучшего друга Саши Курбатова – тетя Аля – была преподавателем химии и работала в интернате для глухонемых.

Дело было в 1980 году. Мама моего лучшего друга Саши Курбатова – тетя Аля – была преподавателем химии и работала в интернате для глухонемых. На своих уроках она наглядно показывала, какие металлы бывают активными (например натрий и калий), и для опытов использовала реактивы. Они были герметично упакованы в фольгу и хранились в холоде (в таком виде металлы не вступают в реакцию с воздухом и окружающей средой), а по форме напоминали брикеты с маслом. И чтобы оболтусы из интерната не залезли в лабораторию химического класса и не украли то, что не следует, тетя Аля реактивы хранила дома в термоконтейнерах (еще в советское время они были наподобие современных термосов, только квадратные).

Так в чем суть опыта с металлами?

Когда калий или натрий попадает в воду, он начинает активно с ней реагировать. То есть, если взять кусочек размером со спичечную головку и бросить в стакан с водой, металл начинает активно «бегать» по ее поверхности. А в момент, когда натрий/калий набирает критическую массу, он вспыхивает, и получается бегающий огонек (прямо как в мультфильме «Ходячий замок»). Получается очень красиво, к тому же наглядно видишь, что такое активный металл.

Саша Курбатов, естественно, знал об опыте. Он иногда посещал вечерние уроки мамы, так как интернат был организацией круглосуточного пребывания. Что-то вроде вечерней школы, в которой учились уже работающие подростки и взрослые: днем они занимались чем-нибудь полезным, а вечером доучивались.

Летом шестого класса мы с Сашей – два юных химика – взяли у него дома брикет калия и начали экспериментировать. Вначале в стаканчике погоняли небольшие кусочки. А потом решили, что если в маленькой таре «бегающий» огонек – это здорово, то в ванной опыт получится просто замечательным! Только мы не учли очень важный факт: когда кусочек маленький, он вспыхивает, а когда большой, то у него реакция протекает внутри, так как вода не дает ей высвободиться. Плюс металл тонет под собственной тяжестью. Поэтому горел он недолго: взорвался…

Мы предполагали, что что-то может пойти не так, поэтому наблюдали издалека, в коридорчике. Тем не менее взрывной волной нас оглушило. Получился мощный гидроудар, поскольку брикет был не на поверхности воды, а в ее толще. Нам повезло, что в ванной было окно: взрыв был такой силы, что оно полностью вылетело на улицу. Дверь сорвало с петель, а чугунная ванна треснула. Вся вода потекла к соседям снизу. Брикет разлетелся на мелкие кусочки, и вот они-то красиво продолжали гореть и бегать. Поэтому воду мы вытирать не могли, пока химическая реакция не закончилась. В общем, было весело. Правда, потом пришли соседи, но, так как они были глухонемыми, ругались они тоже забавно.

Текст: Павел Панов