В далёком 1822 году, когда археология в России была ещё на самом раннем своём этапе развития, а древнерусские города вообще не изучались, случилось событие, которое навсегда определило Старую Рязань как один из главных центров археологических исследований в России. В тот год крестьяне, которые занимались ремонтом дороги, нашли на территории древней столицы Рязанского княжества клад. Сейчас этот клад открывает экспозицию Оружейной палаты Московского Кремля.
В обиход этот клад вошёл под названиями "рязанские бармы" и "княжеские бармы", поскольку именно такой была первая интерпретация клада - бармы, которые служили частью парадного облачения рязанских князей.
Бармы - широкое оплечье или воротник с нашитыми на него религиозными изображениями и драгоценными камнями. Являлись частью великокняжеских, а затем царских регалий.
Что представляет из себя этот клад? Это редкий (для Древней Руси) золотой клад. И уникальный с точки зрения истории культуры набор предметов. В клад входили (описание даётся по монографии Г.Ф. Корзухиной (Корзухина, 1954. С. 143-144), в современной экспозиции ожерелья укомплектованы немного иначе):
- три круглых золотых медальона с изображениями богоматери и святых Ирины и Варвары (изображения выполнены в технике перегородчатой эмали), соединённых цепью из пяти ажурных золотых бусин, украшенных жемчугом;
- шесть золотых медальонов, украшенных сканью и камнями, соединённых цепью из шести ажурных золотых бусин, украшенных мелкими камнями;
- круглый колт с изображением богоматери (выполнено в технике перегородчатой эмали);
- два крупных круглых колта с изображением святых Бориса и Глеба (выполнены в технике перегородчатой эмали) и украшенные камнями;
- овальная золотая иконка с изображением распятия;
- ажурный золотой браслет;
- две подвески типа "сионцы" с изображениями святых на эмалевых щитках;
- два золотых перстня со щитками, украшенные камнями и жемчугом;
- два корсунских креста с золотыми оправами концов;
- золотая скобка;
- нашивные золотые бляхи.
Такой богатый и искусный набор украшений не мог не поражать воображение первых его исследователей. Поэтому изначально почти единогласно было решено, что это часть регалий рязанских князей. И по аналогии с известными на тот момент царскими бармами клад получил название "княжеских барм" или "рязанских барм".
Однако с конца XIX в. начинается углублённое изучение этих предметов. Их отношение к княжескойсемье сомнениям не подвергается до сих пор. Однако взгляд на назначение некоторых предметов был пересмотрен.
В первую очередь речь идёт о медальонах, которые изначально и были приняты за бармы рязанских князей. Дело в том, что бармы - это в общем кусок ткани с нашитыми на него драгоценными бляхами. В связи с чем украшать такие бляхи с двух сторон не имеет смысла - одна всё время будет прижата к ткани и скрыта. Более того, рельефность такой оборотной стороны будет создавать сложности при нашивании. А ещё вместе с медальонами шли бусы, которые составляли с ними единый комплекс украшения. В общем выходит, что это скорее ожерелья, чем бармы.
К таким выводам пришёл Н.П. Кондаков, который работал кладом в 80-90-е гг. XIX в. В своей работе "Русские клады: исследование древностей великокняжеского периода" он последовательно и настоятельно доказывал, что нельзя вещи из Старой Рязани называть бармами. Что это княжеское ожерелье. Но при этом.... неоднократно сам называл их "бармами". Такая вот сила привычки. И настолько вот прижилось в науке название.
И до сих пор, хоть уже и понятно, что вещи эти бармами не были, в научных трудах они всё равно именуются как "княжеские бармы" или "рязанские бармы". И все сразу понимают, о каких вещах идёт речь. Равно как и в Оружейной палате они до сих пор экспонируются как "бармы".
Чем же тогда является этот набор украшений с медальонами? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто его носил. Как уже говорилось, их принадлежность княжеской семье никто не отрицал. Вот только это мужской или женский набор украшений?
Если их носил князь, то скорее всего их стоит называть просто "ожерельем".
А вот если это женское украшение, то тут подошло бы слово “монисто” - богатые и нарядные женские ожерелья.
А вот женский или мужской убор был найден на Старой Рязани в 1822 г. - вопрос до сих пор открытый.
Открытые вопросы остаются и по некоторым другим предметам. Например, "сионцы" (золотые подвески в виде храмов) интерпретировались разными исследователями как украшение к иконам или как часть княжеского убора (предполагается, что они могли подвешиваться к княжескому венцу).
А ещё колты с изображениями Бориса и Глеба. Во-первых, немало исследователей в принципе сомневаются, что это колты и считают что их правильнее называть "подвесками в форме колтов". Есть мнение, что они также использовались для украшения икон. С другой стороны, они могли носиться как колты или входить в состав какого-то ещё ожерелья.
В общем не смотря на то, что скоро будет 200 лет с тех пор как этот клад был найден, не смотря на то, что он уже неоднократно изучался, вопросов и загадок он всё ещё хранит немало.
Источник фото клада - группа Вконтакте "Музеи Московского Кремля": https://vk.com/kremlinmuseums
Литература:
Кондаков Н. П. Русские клады: исследование древностей великокняжеского периода. - СПб., 1896. Т. 1. 214 c.
Корзухина Г. Ф. Русские клады IX–XIII вв. - М. – Л., 1954. 230 c.
Стерлигова. И.А. Драгоценности Старорязанского клада 1822 года: путь от мифологических княжеских регалий к памятникам древнерусского искусства // Старая Рязань: крупный городской центр на международных торговых путях. Материалы конференции. - М.: ИА РАН, 2020. С. 7-10. (взято с https://www.archaeolog.ru/media/books_2020/ryazan_2020.pdf)