- Пап, научи! Ну, научи ездить на машине! Ты же инструктор. Разве это правильно, что ты не передаешь мне свои навыки? Почему ты всех мальчишек учишь, а я, как сапоги, которых у тебя нет?
- Правила такие. На «автодело» берут только мальчиков. Я не могу тебя вписать в группу только потому, что ты моя дочь. Остальные тоже захотят, это несправедливо.
Моя мечта была так близко и так далеко, что каждую ночь я засыпала, погружаясь в новую реальность, где выжимаю сцепление, переключаю рычаг коробки передач, жму на газ и управляю красным учебным «москвичом».
Мне очень хотелось быть похожей на папу и уметь все, что умеет он.
Ну, и с детства тянуло к «мальчиковым» увлечениям. Жизни в них больше и драйва.
Это сейчас женщиной за рулем никого не удивишь. Они и на фурах дальнобоят, и автобусами управляют, и на спец.транспорте работают. А тогда это была редкость.
Но меня не останавливали запреты и мнения, я желала выделяться и быть замеченной.
Я жаждала осуществить свою мечту, быть непохожей, свободной в передвижениях, я мечтала путешествовать и ни от кого не зависеть.
Школа с доп.образованием закончилась, мальчишки хвастались своими свидетельствами о сданных экзаменах и ждали 18 лет, чтобы отправиться в ГАИ для получения водительских удостоверений.
А я в тоске продолжала бродить пешком еще год, два, три. И вот мне уже 20, после техникума вернулась на родину, устроилась на работу, поступила на заочку, свободное время заняла доп.образованием и поняла, что началась взрослая жизнь, в которую так просто на авто уже не въедешь.
Нет там места для него.
……………………………....................................
Папа, как специально, выбрал зиму.
- Если хочешь, я дам тебе внеурочно несколько занятий и составлю схему технических действий управления. Выучишь, приходи. Поездим, посмотрю, есть ли в тебе толк.
Моему счастья не было предела! В перерывах между ночными сменами, коченея от мороза я мчалась к назначенному месту, чтобы урвать свой час наслаждения, прикасаясь к мечте.
Я так много и часто представляла себе, как это будет, что мне казалось, когда возьмусь за руль, поеду сразу же.
И я поехала…
Но не как звезда Голливуда, а как колхозница Фрося, спотыкаясь в порядке действий по выученной схеме, тупя при переключениях, бросая сцепление или паля его.
А еще эти обгоны, развороты посреди трассы, зимняя ледянка, папины вздохи, нервы, и…учительский тон.
Больше всего напрягал он. Я хотела оставаться дочерью, а не становится одной из учеников-мальчишек, на которых можно и прикрикнуть и голос повысить.
После первого занятия мне хотелось провалиться сквозь землю, утверждаясь в своей бездарности. Папа молчал.
А мечта слезно просила не бросать её. Поэтому я пошла и на второе, и на третье. Было то лучше, то хуже. Слишком маленький срок, чтобы увидеть результат.
Но в конце папа, все-таки, сказал, что «в целом неплоха, задатки есть, машину чувствуешь».
Три, от силы пять, занятий пролетели быстро, и жизнь закрутилась учебой, работой и подготовкой к поступлению в новый ВУЗ.
А потом шесть лет учебы, знакомство с будущим мужем и еще одна «колёсно-рулевая» мечта. Но о ней в другой раз.
Оказалось, что муж тоже работал инструктором по вождению и имел опыт работы не со школьниками, а со взрослыми тётями и дядями.
Ну, вот, как говорят: «Сам Бог велел»…
Велел-то он велел, направлял меня и указывал, только что толку?
Муж – инструктор бывший, не в полномочиях.
Максимум, что мне было дозволено «разбить его «пятерку» об забор», тоже, кстати, красную.
Отдал мне ключи и говорит: «Твоя. Делай, что хочешь, только дальше дачной грунтовки ни-ни».
Ну, я кайфанула пару раз, километр в одну сторону, километр в обратную, одна, без указаний и на полном доверии.
А потом, забыв о том, что «пятерка» мне подаренная, хоть и на словах, а слова имеют силу похлеще бумажек, он ее продал какому-то подростку за…рублей 500.
В общем, их хватило на полпакета продуктов из «Пятерочки». «Пятерочку» променял на «Пятерочку»…
Прошло еще много лет.
Машина в семье была, только мое место было не за рулем, и прав за него сесть я не имела.
Мечта снова начала тюкать в темечко, да так больно, что я робко вынесла свое желание на семейный совет. Обсудили, прикинули бюджет.
Муж сказал: «Дорого. Сама выучишься.»
Договорился с другом-коллегой по инструкторскому делу, чтобы он со мной поездил.
Прикольный друг, когда друг, но на месте инструктора, он периодически вжимался в кресло и кричал: «Куууудааа!? «Зачеееем? Чего жмёшься?».
Я после этих поездок выползала из машины с насквозь мокрой от стресса футболкой и снова чувствовала себя бездарностью, хотя «инструктор» утверждал обратное.
Я благодарна каждому своему учителю, но все эти родственно-дружеские связи не давали никакого результата, к тому же в ГАИ нынче можно было зайти только с корочками из «автошколы».
Цель поставили, сумму набрали.
И, снова зимой, я отправилась в настоящую «Автошколу», где все равны, где ты ученик, а не дочь и не жена.
Лекции темными ночами после работы и на выходных, билеты, площадка, вождение по городу в такие же темные утренние часы перед работой. Я все прошла, как положено и в полном объеме.
Теорию сдала сразу и быстро. Я ж «ботаник».
Билеты учатся обычной насмотренностью и запоминанием. Раз десять порешаешь и результат гарантирован.
Экзамен на площадке тоже дался с первого раза.
А потом город.
Вся такая из себя «круть», подбодренная инструктором, что я - беспроблемная ученица, с чувствующейся практикой и чувствованием техники, радостно плюхнулусь в водительское кресло «Логана».
В нем уже ожидал малообщительный и мрачный сотрудник ГАИ с моим экзаменационном листом наготове.
Села, пристегнулась, отрегулировала кресло и зеркала. Выжала сцепление, воткнула первую, сняла авто с ручника, включила левый указатель поворотника, посмотрела в зеркало, тронулась.
……………………………....................................
А здесь надо сказать про один нюанс.
В здании ГАИ перед экзаменационной аудиторией, где мы топтались в ожидании очереди и результатов, люди обмениваются опытом. Там-то я и услышала, как ребята сообщали, что все боятся переключаться выше второй передачи, едут, «тошнят» 20км/ч или «ревут» мотором, на что ГАИшник реагировал крайне неодобрительно.
Ему же нужно видеть, как ты умеешь управлять автомобилем, а не просто ехать по прямой на минимальной скорости.
Ох, как я тогда загордилась про себя…
Уж это-то, пожалуйста, сколько хотите, тоже мне проблема!
Волю дайте, я и на пятую перейду.
Я была на 100% уверена, что сдам экзамен в легкую.
Но гордыня, она пресекается быстро.
……………………………....................................
С первой я сразу же перешла на вторую. Плавно проехала «лежачего полицейского», потому что мы были в районе школы, и, убедившись в отсутствии пешеходов, добавила газу, чтобы переключиться на третью, но…
- Правый указатель, паркуемся.
Я была в смятении. Неужто так крута, что после десяти метров видно мое мастерство?
Все оказалось довольно банальнее.
«Не сдала».
- В смысле?
- Знаки не для Вас установлены? Мы находимся на территории учебного заведения, ограничения скорости по знакам 20 км/ч, а стрелка на спидометре превысила эту цифру.
Вот, блииин, вот я – лошара!... Так тупо опорафиниться и опозориться.
Возомнила о себе невесть что, вот и получила.
Деваться было некуда.
Праздничный домашний ужин отменился.
Свою ошибку я поняла и не только в управлении и невнимательности.
Дождалась следующей волны приема экзамена по вождению.
Начальник на работе отпустил «сквозь зубы», предлагая чуть ли не заплатить за сдачу и приговаривая, что, если не сдам, больше не отпустит.
Снова деваться было некуда, и внутреннее чутье вторило о положительном результате.
Мой настрой был совершенно другой, без завышенного самомнения.
А потому и ГАИшник принимал экзамен открытый, разговорчивый, спокойный и улыбающийся, как мое внутреннее состояние.
Пока я его катала по городу, следя за органами управления, крутя головой на 360 градусов, глядя в зеркала, на знаки и на пешеходов, еще умудрялась поддерживать разговор и славно пообщаться с человеком. А в конце пути сама от себя не ожидая, выдала классический разворот на перекрестке, идеально в него вписавшись и уступая место автомобилю в приоритете.
"Сдала".
Со второго раза, но сама.
Ну, и как полагается после: практика, практика, и еще раз практика.
Я оттачивала мастерство на разных авто, больших и маленьких, юрких и неповоротливых, с механической коробкой и на автомате, с левым рулем и правым.
Передвигаясь днем и ночью, в дожди и туманы, томилась в рваном городском траффике и "отрывалась" на скоростных автострадах, поглощала колесами ровный асфальт и переваливалась на пониженных передачах через лесные препятствия.
Процесс вождения – это постоянное обучение. Изучение различных дорожных ситуаций, дорожных покрытий, своих возможностей, реакции, действий. Это постоянный процесс роста и моделирования различных выходов из конкретных ситуаций.
Дорога - непостоянная и изменчивая среда. Там нельзя спланировать заранее, там нужно просчитывать все на ходу, думать за себя и за того парня, что уткнулся в телефон, потому что ему некогда.
Это зона моего личного постоянного обучения, развития и роста, и в ней нет предела.
Ибо, есть одно правило «Эйфория опытности».
О нём говорил и папа, и муж, относительно управления автомобиля и нахождения на дороге, и которое я всегда держу в голове:
«Бойся. И никогда не думай, что ты всё знаешь и умеешь».
Честное слово, в жизни от таких слов хочется повеситься или забиться в гнетущий угол страха, прикрываясь одеялом никчёмности и бездарности.
Но на дороге без него не выжить.
Потому что как только ты возомнишь себя "профи", хоть с 2-летним стажем, хоть с 20-летним, появляется огромная вероятность совершить непоправимую ошибку или не увидеть чужую.
Я осуществила свою мечту самостоятельно управлять автомобилем.
И я кайфую от самого процесса нахождения за рулем.
Но помимо этого немаловажного факта, навык езды оказался и чисто утилитарной и полезной вещью в хозяйстве и в жизни.
В поездках у нас теперь два водителя в семье, а потому до удаленного места назначения можно добраться в два раза быстрее или в два раза менее уставшими.
Я, независимо ни от кого, могу перевезти свой зад и еще чей-нибудь из точки А в точку Б.
Помню, как, ездили с мамой к папе в больницу, и она радовалась, что есть «свободный водитель» в семье. Потом возила в больницу, скрюченного болями, мужа, моталась по городу по его заданиям. И даже подзарабатывала, подбрасывая людей из пригорода до метро.
А сейчас сижу одна в деревне и не отказываю себе в поездках в город или в лес, по делам или в гости.
……………………………...............................
©Татьяна Меркушкина
Это ли не счастье?
Верить в свои мечты, идти за ними, пусть даже извилистыми тропами, и наслаждаться результатами.