Найти тему

Как поднять самооценку ребёнка?

Оглавление

Одним из самых эффективных способов работы с детьми является арт–терапия.

Известно из научных книг, что арт–терапия – это подход, объединяющий в себе различные области познания, к ним относятся психология, медицина, педагогика, культурология и т.п.

Основой базой арт–терапии является художественная практика, так как в процессе дети вовлекаются в изобразительную деятельность. Самое важное, что метод арт–терапии способствует устранению от разных отрицательных эмоциональных проявлений, как страх, тревожность, злость и т.п. Данный метод позволяет не только ребенку, но и взрослому актуализировать и осознать свои проблемы, так же найти пути их решения.

Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург (Naumburg, 1947, 1966) и А. Хилл (Hill, 1945)

В отечественных работах опыт внедрения арт–терапии в учебные учреждения отражен у М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А. Аметовой и др.

Основным преимуществом данной технологии перед всеми другими психотерапевтическими направлениями является – триадичность.

Арт-терапия позволяет заменить обычную диаду «терапевт - пациент» на триаду «терапевт - произведение искусства - пациент». Работа в таком режиме позволяет не преодолевать сопротивление, а непосредственно использовать его, наглядно показывая возможность изменения. При этом и клиент, и терапевт достаточно хорошо защищены: ведь они работают с рисунком, а не со страхом, с куклой, а не со смыслом жизни и т.п.

Примечание: прежде чем педагоги займутся арт-терапией с детьми, им необходимо самим разобраться в данной сфере. Важно не просто занять детей творческим процессом, а именно суметь снять напряжение, выявить и увидеть проблемы, найти пути решения или альтернативные варианты. Результаты арт-терапии не направлены на получения качественного продукта, так как в некоторых случаях, например, с умственно-отсталыми детками важны элементы арт-технологии.

Виды арт-терапии

В ходе занятий арт-терапией используются: рисунок, живопись, графика, скульптура, фотография, лепка, резьба, выжигание, мозаика, фреска, и т. д.

В качестве материала могут быть применены:

- природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т. п.

- искусственные материалы (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка, целлофан и т. п.).

Некоторые виды арт-терапии:

- изо –терапия - рисование, работа с глиной и пластилином и т. д.;

- библиотерапия - литературное сочинение, прочтение литературных произведений;

- музыкотерапия -влияние через восприятие музыки;

- сказкотерапия – влияние посредством сказки, притчи, легенды;

- кинезитерапия -влияние через танцевально-двигательную;

- куклотерапия- основан на процессах отождествления ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и т.д.

Видов арт-терапии огромное количество, а значит можно всегда подобрать индивидуальный вариант работы. Здесь не нужно обладать талантами рисовать, обладать артистизмом, владеть искусством гончарного ремесла.

Например, методика MARI (Mandala Assessment Research instrument) разработана Джоан Келлог на основе 30-летнего клинического опыта и представляет собой уникальный инструмент диагностики состояния человека, которая применялась для лечения пациентов с невротическими расстройствами, алкоголизмом, онкологическими заболеваниями и др. В основе метода – работа с мандалами.

Что НЕ надо делать

Брать ребёнка на "слабо"

«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

Во-вторых, любое сравнение с другим ребёнком/человеком наносит огромный удар по самооценке. Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Дима, не сомневайся в себе, ты красавец, вот Лёша, моя коллега, не сомневается же, всегда уверен и оттого притягивает взгляды!» — вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Лёша? При чем тут Лёша? Почему я должна быть похожа на Лёшу?

-2

Ребенок такими конкретными категориями не мыслит, но чувство непонимания у него возникнет.

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!