Какие же приемы и навыки необходимы спикеру для успешного выступления? Попробуем ответить на такой непростой вопрос.
Необходимые навыки для проведения выступления
Эксперты команды PRESIUM отметили и поделились приёмами которые используют известные спикеры. Итак, оратору необходимо:
01. Бороться с волнением до выступления и во время
Страх перед публикой в той или иной степени испытывают все люди. В психологии есть даже специальный термин, описывающий это состояние – глоссофобия или страх сцены. Среди его симптомов – учащенное сердцебиение, тремор губ, рук и ног, тошнота, зажатость голосовых связок. По распространенности глоссофобия занимает второе место, уступая только страху смерти.
Волнение затрагивает наше физическое и душевное состояние, поэтому и бороться с ним нужно на двух уровнях.
На физическом хорошо помогают дыхательные практики, к примеру – «дыхание квадратом». Ее суть заключается в следующем: найдите глазами любой прямоугольный предмет – это может быть, например, картина, окно, блокнот – и выполните следующее:
- Посмотрите в верхний левый угол и вдохните, считая при этом до четырех.
- Переведите взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание, считая до четырех.
- Переведите дыхание в нижний правый угол и выдохните, считая до четырех.
- Переведите дыхание в нижний левый угол и выдохните, считая до четырех.
Кроме того, прослушивание успокаивающей музыки перед выступлением или выполнение небольшой разминки также поможет справиться со стрессом.
На ментальном уровне борьбы с волнением необходимо провести внутренний разговор с собой и найти причины собственного волнения. Обычно страх иррационален, и все, что необходимо сделать – это осознать это и попытаться его визуализировать.
Еще одна вещь, которая значительно снижает тревожность, – это хорошая подготовка, ведь чем лучше выступающий знает свой материал, тем меньше нервничает.
Исследование, проведенное под руководством профессора психологии Стэнфордского университета Стивена Косслина, выявило интересную закономерность: проблемы, связанные с волнением выступающего (невнятная речь, использование междометий «э», «ммм» и так далее) не входят в рейтинг тридцати причин, раздражающих аудиторию.
Среди них: «главная мысль полна несущественных деталей», «недостаточно доказательств в поддержку главной мысли», «нет главной мысли» и другие. Получается, что если речь содержательная и актуальная, то легкое волнение спикера не испортит общего впечатления.
Как отмечают специалисты по ораторскому мастерству, среди самых частых страхов – боязнь незнакомой аудитории (все эти люди будут меня слушать?), ощущение плохой подготовки (а что, если я запутаюсь?), творческая взволнованность (как выступить наилучшим способом?).
Известная писательница Элизабет Гилберт поделилась однажды приемом, который ее часто выручает: «Самое главное – обращаться к человеку, а не к демографической группе («Мое выступление обращено к компьютерщикам в возрасте от 22 до 38 лет»), потому что группа – это не человек. Если вы говорите с группой, то не сможете обратиться к человеку».
Если найти в зале знакомые или просто симпатичные лица и обращаться к ним, то уверенности во время выступления станет больше.
02. Управлять своим дыханием
Дыхание – следующий ключевой инструмент. Публичные выступления провоцируют повышенную выработку адреналина в крови, который вызывает учащенное сердцебиение. Организм начинает активно насыщать сердце кислородом, и оратору становится душно, кажется, что воздуха не хватает.
Согласно медицинским исследованиям, свыше 70% людей дышит поверхностно, то есть небольшим количеством кислорода. В состоянии стресса нужно дышать иначе. Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий.
Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание.
03. Играть темпом речи
Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит, а слушатели едва ли успевают схватывать сказанное.
Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно. Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других.
Уолтер Стивенс в книге «Линкольн глазами репортера» рассказывает об особом приеме, которым пользовался президент США: «Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу. Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов».
В следующей части нашей публикации мы продолжим знакомить вас, уважаемые читатели, с приемами и навыками которые помогают успешным ораторам выступать перед аудиторией. Следите за нашими обновлениями...
Более 100 полезных статей про дизайн, выступления, обучение и визуальные коммуникации читайте в нашем блоге