Одна картинка стоит тысячи слов…. Когда дело доходит до передачи концепции, это мнение, безусловно, может быть правдой. Но это также может относиться к памяти. По крайней мере, это сообщение Майры Фернандес и ее коллег из Университета Ватерлоо, Канада. Они утверждают, что их исследовательская программа в Current Directions in Psychological Science показывает, что рисование оказывает «на удивление мощное влияние» на память и как мнемоническую технику. , это может быть особенно полезно для пожилых людей и даже людей с деменцией.
Фернандес и ее коллеги впервые установили то, что они называют « эффектом рисования »: заставляя людей быстро рисовать слова из списка (например, «грузовик» или «груша»), вы могли вспомнить эти слова гораздо лучше, чем их многократное выписывание. раз. Создание всего четырехсекундного рисунка также превосходило воображение предметов или просмотр изображений слов.
Это было доказательством принципа работы типа. Затем исследователи изучили, помогает ли рисование запоминать более сложные термины и концепции. Они обнаружили, что участники исследования, у которых была минута, чтобы нарисовать изображение, представляющее, например, «изотоп» или «спору», с большей вероятностью запомнили значение, чем люди, которых попросили вместо этого скопировать определения. «Как и в случае с отдельными словами, мы пришли к выводу, что рисунок облегчает удержание, по крайней мере частично, потому что он требует уточнения значения термина и перевода определения в новую форму (изображение)», - пишут исследователи.
На самом деле, процесс рисования изображения слова или концепции состоит из различных компонентов, каждый из которых, кажется, в совокупности помогает памяти. Побуждая людей обводить существующий рисунок (таким образом, заставляя их делать соответствующие движения руками и кистями, но не позволяя личную проработку), или создавать рисунок, который им тогда не разрешалось видеть (таким образом, разрешая физические движения и личную проработку, но лишая их визуальной памяти о конечном результате) и то, и другое улучшило память - но не так сильно, как когда все эти стадии были разрешены. «Объем памяти увеличивался по мере добавления компонентов к задаче кодирования», - отмечают исследователи.
Фернандес и ее коллеги обнаружили, что, хотя пожилые люди хуже, чем молодые, запоминают слова, которые они выучили на письме, не было никакой разницы между двумя возрастными группами в их способности запоминать нарисованные ими слова. Ободренные этими результатами, команда затем попросила 13 человек с диагнозом деменция, проживающих в учреждении длительного ухода, нарисовать или написать 60 слов, которые были прочитаны вслух экспериментатором. Результаты показали «значительное» улучшение памяти для слов, которые были нарисованы, а не написаны. Если можно будет показать, что рисование также помогает с другими видами памяти - возможно, где хранятся вещи - эта стратегия могла бы быть практически полезной для людей с деменцией.
В некоторых случаях рисунки пациентов выглядели как каракули. Но насколько хороши - или плохи - рисунки, не имело значения. Фактически, в большинстве экспериментов исследователи оценивали способность своих участников создавать яркие изображения, а также их опыт рисования, и ни то, ни другое не было связано с характеристиками памяти. Тогда даже люди, которые изо всех сил пытаются создать фигурку из человечков, должны получать пользу от рисования для памяти.
Еще предстоит проделать большую работу, чтобы выяснить, могут ли термины, события или концепции, которые вы хотите вспомнить, принести реальную пользу - будь то в классе или в доме престарелых. Но это исчерпывающий набор исследований, указывающих в одном направлении. «Взятые вместе, данные… демонстрируют, что рисование - это надежная стратегия кодирования, которая может значительно улучшить производительность памяти», - заключают исследователи.
Позитивный психолог