В чем суть проблемы
В прошлом месяце я опубликовал четыре статьи
Как загубили наше образование
Как мы гордимся нашим образованием
Часть 1
Как мы гордимся нашим образованием
Часть 2
Как мы гордимся нашим образованием
Часть 3
В них я попытался понять, почему развалилась система образования, использовавшая в Советском Союзе и высоко ценимая во всем мире. Нержиданно для меня они были неплохо встречены аудиторией, были прочитаны более 10-12 тысяч раз, высоко оценены в комментариях. Все комментировавшие были единодушны в своем мнении: система образования в России агонизирует. Подчеркивали, что мои размышления имеют право на жизнь, с ними в целом согласны, в своих комментариях развивали этот процесс развала. И только один комментирующий высказал мысль, что математики научились работать с ЕГЭ, получать от него реальную пользу.
Вот с этим уже я не смог согласиться. Что показывает ЕГЭ? Лишь результат работы с вопросом учащегося. Но оставляет не понятым сам процесс размышления, процесс поиска ответа на вопрос, уровень самостоятельности учащегося. Но ведь при этом может быть один из двух результатов (могут быть и другие, но сейчас они меня не интересуют).
1.Учащийся мыслит в целом верно, но где-то в чем-то допускает незначительные ошибки, неверные выводы, переходы в применении известных правил, делает машинально ошибки в преобразованиях, расчетах. Если бы учащийся беседовал с преподавателем, то при самых маленьких наводящих подсказках, уточняющих вопросах пришел бы к верному заключению, и его знания могли быть признаны не просто удовлетворительными, но даже хорошими. Учащийся показал в целом грамотный подход, умение мыслить, применять и аргументировать применение знаний в конкретных условиях. Но при ЕГЭ ответ не совпал бы с заложенным (предусмотренным) в контролирующей программе и был бы признан неудовлетворительным.
2.Учащийся почти наобум указал правильный на его взгляд ответ и угадал. Что, он отлично знает материал? Он умеет его применять? Заслуживает отличной оценки?
Знакома ситуация? Я в прошлом материале описывал ситуацию, когда я, не владея базовыми понятиями криминалистики, имея о ней достаточно бытовое понятие, выбрал из пяти вопросов правильные ответы на три. И это реальная ситуация в программированном контроле.
Поэтому от признания пользы от применения ЕГЭ я воздержусь. Тем более, когда в Америке был бум программированного контроля (откуда он пришел и к нам), бывший тогда Президентом США (фамилию не припомню) высказался очень резко: «Хватит оболванивать народ (учащихся) тестами. Дайте им думать» (за точность не ручаюсь, но смысл был таким).
Мы же бездумно их переняли. Как и Болонскую систему образования, заменив ею свои наработки, свои находки, достижения, которые позволяли выпускникам наших Вузов, нашим даже молодым специалистам быть широко востребованными за рубежом.
Сейчас у нас двухуровневая система высшего образования, при этом трудно найти того, кто разбирается в нюансах отличия бакалавриата от магистратуры (за исключением длительности нахождения студента в них и порядка следования в учебном процессе), а также отличия от них специалитета. Надеюсь, что в нашей аудитории не надо говорить о них более подробно.
Правда, я не смогу удержаться, чтобы не бросить реплику: даже после магистратуры выпускник вуза не становится полноценным специалистом, каковым становился ранее инженер. Тем более, что после бакалавриата можно поступить почти в любую магистратуру, даже с резким изменением профиля специальности.
На моих глазах в магистратуру по «автоматизации производственных процессов» набирали бакалавров по специальности «Экономика». Но чтобы соблюсти лицо, какие-то формальные правила, всем им срочно устроили экстернат, во время которого в течение двух-трех недель выставили оценки по многим техническим дисциплинам. Какие получились специалисты? Экономику почти забыли – технику не изучили. Но диплом получили. Где эти специалисты работают сейчас?
Специалист Советской школы был полностью адаптирован к работе в конкретной отрасли, знал ее особенности, основы экономики в этой отрасли и мог освоиться как в работе в качестве специалиста в ней, так и легко дорасти, получая в процессе работы конкретные знания того производства, где он работал, так и приобретаемый опыт, и до руководителя как техническим подразделением, так и самим предприятием или отраслью в целом. А что сейчас?
Нами в нашей стране руководят недоучки. Посмотрите, космосом руководит журналист. Он владеет хотя бы терминологией, связанной с космическими проблемами? Известный приватизатор чем только не руководил, что только не развалил. Министром сельского хозяйства был строитель, а министром ЖКХ бывший спортсмен. Примеры можно множить.
Попробуем обсудить беды высшей школы
Я ранее уже писал, что требуется сделать, требуется иметь в учебном заведении, как это использовать, чтобы подготовить специалиста. Немного напомню.
1.Чтобы хорошо учиться и хорошо учить, учащиеся должны регулярно работать с учебной информацией и ходить на занятия для встречи с преподавателем.
2.Учащиеся должны учиться, то есть регулярно и планомерно работать с учебной информацией
Но только примерно половина студентов ходит на занятия и не более трети регулярно работает с информацией. Особенно это заметно в магистратуре, где присутствуют на занятиях от группы буквально несколько магистров. И то не каждый раз.
Говорят, что к хорошему преподавателю студенты валом валят. Да где же их взять, хороших, если студенты во всех вузах и у всех преподавателей прогуливают.
3.Преподаватель должен хотеть, уметь и иметь возможность хорошо вести занятии. Для этого он должен быть специалистом в конкретной области знаний, знать основы (хотя бы!) педагогики, методики организации занятий и работы с учащимися, психологии учащихся. Ему должно быть обеспечено нормальное, хорошо оснащенное рабочее место: аудитория с необходимыми техническими средствами, рабочее место на кафедре, компьютер, доступ в Интернет, благожелательная обстановка. Он должен иметь новейшие материалы по темам дисциплины, учебники для студентов. Его должны уважать, уважительно относиться к его работе, его инициативам, его рабочему времени. И много еще чего, без чего продуктивная работа невозможна.
Оцените сами, есть сейчас это в вузах?
4.Необходима нормальная материальная и учебно-методическая база, как в области учебной литературы, так и в области обеспеченности лабораторным оборудованием.
А если в лаборатории стоят стенды полувекового возраста, можно на них изучать современные технологии и проблемы техники? А если на них можно работать лишь в демонстрационном режиме? Нельзя научиться какой-либо работе, лишь наблюдая, как кто-то что-то делает. Необходимо ее повторение своими руками и неоднократно. Но во многих учебных заведениях о новом оборудовании лишь мечтают, даже ее ремонт часто невозможен по разным причинам. А для студентов остаются лишь демонстрационные макеты.
5.Необходим комплект методических разработок для студентов по конкретным дисциплинам. Это и содержание дисциплины (не только программа, но и ее расшифровка по отдельным понятиям), и разбор отдельных тем, как наиболее важных, так и наиболее трудных (а как их разделить?), разбор примеров и решение характерных задач, и выполнение заданий, перечень вопросов, советы и рекомендации по изучению всего курса в целом и отдельных тем в частности, подготовки к зачетам, коллоквиумам и экзаменам.
Вот эта часть учебного процесса целиком лежит на преподавателях конкретной дисциплины конкретного учебного заведении. Она должна учитывать не только особенности специальности, но и специфику производственных предприятий, где, как правило, будут трудиться выпускники. А также особенности (уровень подготовленности, заинтересованности, мотивированности на получение знаний в конкретной области) учащихся. Нельзя учить всему и всех. Если учащийся не способен (не готов еще) к пониманию учебной информации (причины разные, в том числе и чаще всего не хватает знаний из школы), то придется уделить компенсации пробелов часть времени на изучаемую дисциплину: если этого не сделать, то ни пробелы не будут устранены, ни новое не будет усвоено.
6.Необходимо дать возможность выполнить эту работу по организации учебного процесса. При этом необходимо найти и время преподавателю, и возможность оплаты этой работы, ибо скупой платит дважды. У нас же предпочитают требовать с преподавателя, ничего не давая взамен. Поэтому и работа часто выполняется кое-как, лишь бы не требовали. Нельзя курицу щипать дважды. Сейчас же предпочитают преподавателя щипать не дважды, а много больше: еле платя, требуют все больше и больше. Раньше считали, что на 8-9 студентов должен быть один преподаватель, а сейчас уже на 12. А где-то и больше.
Раньше у доцента была плановая учебная нагрузка 720 часов в год, сейчас доходит уже до 1000 (и более). И считалась она по-разному, считали учебной нагрузкой выполнение таких видов работ, какие сейчас уже в нагрузку не входят, а учитываются как «соцобязательства».
7.Оплата труда преподавателя далека от нормальной. Вот и приходится преподавателю работать в качестве совместителя в других вузах. Но ведь время не растянешь, силы на исходе. Вот и вместо полноценных методических материалов появляются их «заместители» по принципу «лишь бы были». Преподаватель ведет несколько предметов с разными названиями, но с одинаковым содержанием. И никто (никто!) не интересуется, чем занимается преподаватель: педконтроль и раньше был не в почете, сейчас же практически отменен. Лишь бы студенты не возмущались, лишь бы об этом никто не узнал.
Но педконтроль имеет важное значение в учебном заведении: не только оценить качество работы педагога, но и оценить участие в них студентов, оказание помощи преподавателю, советы и рекомендации. А если его нет?
8.Не менее важны нормальные учебные аудитории. Если в них душно, тесно, рабочие места студентов (столы) стоят друг на друге, проходы узкие, в случае чрезвычайной ситуации из аудитории трудно выйти, оцените состояние преподавателя в такой аудитории.
Я однажды официально отказался читать лекции в подобной аудитории, докладной уведомив об этом отдел техники безопасности и ректорат. Пропустил три лекции. Думаете, кто-то встревожился? Что-то сделали? Наивные люди, встревожился я, но не мои руководители: ничего не изменилось. Мне даже кажется, что руководство даже не заметило (или не захотело заметить?) такое нарушение учебного процесса.
Все описанное ранее важно при любой системе обучения. Однако при заочном обучении многое требуется не только не меньше, но требуется существенно его дополнить. Точно также требуется дополнительно в учебный процесс включать новые элементы при дистанционном обучении. Заочное и дистанционное обучение основаны на одинаковых принципах: отсутствие непосредственного контакта, взаимодействия педагога и учащегося. Что ослабляет возможность влиять и на мотивацию обучения, и на устранение ошибок обучения.
Особенности дистанционного обучения
Мы говорили, что для успешного обучения очень важны мотивация, желание учащегося. В случае обучения с непосредственным общением учащегося и педагога последний регулярно контролирует работу учащегося и достигнутый им результат, он способен оперативно устранять не только ошибки обучения, но и влиять на мотивацию учащегося.
Поэтому основная проблема – создание мотивации на учение. Успешность дистанционного обучения в значительной степени зависит только от обучаемого, его желания и понимания. И эти системы обучения оправданы только для тех, кто знает, зачем он учится, для чего это ему надо, то есть он имеет прямой интерес к работе с учебным материалом.
Дистанционное, как и заочное обучение происходит без непосредственного контакта учащегося и педагога. Зачем же в таком случае нужно это обучение, если любая информация (особенно сегодня) доступна в полном объеме?
Давно известно, что любую информацию можно освоить двумя способами:
1.Работать с большим объемом несистематизированной информации
2.Использовать значительно меньший объем систематизированной и хорошо структурированной информации.
Вот для того, чтобы быстрее изучить информацию студенты и идут учиться, и платят за обучение, надеясь, что педагог (учебное заведение) решит вопросы с отбором, систематизацией и структурированием информации, а также приложит некоторые усилия к руководству по ее усвоению.
Для того, чтобы облегчить работу с информацией, необходимы учебно-методические материалы учебно-методического комплекса. Если они важны и необходимы при очной системе обучения, то их роль в заочном (дистанционном, удаленном) обучении резко возрастает.
Методические материалы с советами по изучению курса, работой с учебниками, разбор трудных элементов информации, подробные, грамотно составленные контрольные вопросы просто необходимы.
Однако разработке методических материалов при организации заочного обучения уделяется крайне недостаточное внимание. Без них трудно обойтись. По крайней мере, эффективность дистанционного и заочного обучения будет резко снижена.
Мой опыт взаимодействия с вузом по организации обучения
Когда внучка закончила десятый класс, она захотела учиться заочно, хотя ее баллы по ЕГЭ были более чем достаточны для очного бюджетного обучения. Но она так захотела. Мы с нею договорились, что она будет не просто пребывать в вузе, а полноценно овладевать знаниями. Однако качество организации процесса обучения на этой специальности я должен оценить термином «отвратительно».
В первом семестре до декабря месяца она не могла получить никаких учебных, учебно-методических пособий, рекомендаций, программ и заданий по дисциплинам первого семестра. Появилось что-то конкретное только в декабре, когда три с лишним учебных месяца прошли! Для освоения программы четырех месяцев остался только один.
Первый семестр она завершает успешно. Но червь сомнения – стоит ли здесь учиться? - уже заложен.
Идет второй семестр. Опять нет никакой литературы, даже неизвестны наименования дисциплин этого семестра. Получить какую-либо помощь в разрешении неопределенности она не смогла вплоть до средины мая. Все обращения, попытки что-либо выяснить канули в бездну. Единственно ценные указания – ищите в Интернете.
Обучение и экзамены были дистанционно. Но как и что будет – неизвестность. Пишет, что-то делает, отправляет. И хотя нет никаких замечаний по содержанию курсовой работы, оценка «три». Но требований к содержанию и оформлению работы по своему предмету преподаватель выставить на сайт не захотела. Или не смогла? Мне кажется более правдоподобным второй вариант. И все-таки тройка.
Выполненные задания отправляются на электронную почту деканата. Сессия завершается 14.07, последнее задание отправила 13.07. и уже после сессии узнает, что у них должен был быть экзамен по математике. Попытки что-то выяснить ни к чему не привели. Единственно, что сказали, что преподаватель, не ожидая окончания сессии, ушла в отпуск.
Ни методист, ни деканат, ни кафедра, ни преподаватель не проинформировали ни об экзамене, ни об отпуске.
У меня была встреча с проректором по учебной работе, которая ни к чему не привела. После нескольких письменных обращений меня пригласили на встречу с ректором, на которой меня обвинили в кляузе, а внучку должницей. Декан показал личный листок внучки, из которого следовало, что она за зимнюю сессию не сдала один экзамен.
Не буду долго описывать, что было дальше, опишу лишь результат долгих разбирательств.
Оказалось, что этот экзамен не сдала (и не изучала) вся группа.
Уже в ноябре выяснилось, что вся группа (в том числе и внучка) сдавала не один, а целых три (ТРИ!) предмета. Еще, по крайней мере, в двух группах этого факультета также сданы не все предметы: они не выставлялись для изучения в расписание сессии. Кто в этом виноват, выяснить не удалось: декан то отсутствовал, то болел, замдеканы были на удаленке, деканат не работал. Методист тоже что-либо прояснить не помог.
К настоящему времени два долга ликвидированы, как, мне трудно об этом судить.
В этом семестре также еще нет ни заданий, ни материалов к зимней сессии. Методист сказал, что появятся в конце декабря.
Написал жалобы в Миннауки, прокуратуру, Роспотребнадзор и Роспрофобрнадзор. Надеюсь, что помогут выяснить и что-то устранить.
Что же в итоге. Кто виноват
Трудно судить, кто виноват больше, но известно одно: рыба гниет с головы. До тех пор, пока у нас управлять будут непрофессионалы, успехов ждать не приходится.
Можно выделить несколько взаимосвязанных проблем.
1.Студенты не учатся и часто не бывают на занятиях.
Говорят, что у хорошего преподавателя такой проблемы нет. И все-таки я считаю, что подавляющее большинство наших преподавателей – достойные, грамотные, думающие и беспокойные люди.
2.Преподаватели работают не так, как надо, многое не дорабатывают. Часто делают не то, что надо, и не так, как надо.
Но ведь для того и есть ректорат, и деканаты, чтобы решить эти проблемы: потребовать качественной работы от преподавателей и наладить посещение и самостоятельную учебную студентов работу. А тех, кто не хочет или не может учиться, беспощадно отчислять. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
У нас сейчас перепроизводство людей с дипломами (примерно тройное), не стоит их плодить и давать дипломы лишь потому, что кто-то просидел 5-6 лет в вузе: места им на производстве не найдется, да они и делать ничего не способны. А конкуренция только поможет улучшить качество образования.
И начинать реформу образования надо с министерств (там засилье безграмотных специалистов), ректоратов и деканатов вузов (там тоже немало лишних людей).
Ректор вуза, в котором пока учится моя внучка, находится уже около полугода в сизо по обвинению в крупной взятке. Порядка в вузе нет. Мои жалобы, пока лежат где-то в бюрократических закромах без движения. Единственно, что было сделано: прокуратура переслала жалобу в Роспотребнадзор, а потребнадзор вернул ее мне.
Он вынес глубокомысленный вердикт: если считаете, что права нарушены, то обращайтесь в суд. А он так не считает? Все делается так, как давно привыкли делать в нашей стран: спихнуть решение кому-то, лишь бы не решать самому. А что потребнадзор имеет право и обязан сам подавать в суд, он и думать не захотел.
Направил жалобу снова в прокуратуру и потребнадзор, обратившись с жалобой на него самого в Роспотребнадзор в Москву с просьбой наставить областной потребнадзор на путь истинный.
Учебный процесс в разгаре, прошло более половины семестра. Безобразная организация учебного процесса в вузе. Но в руководстве и министерства, и роспрофнадзора не спешат: им не хочется о чем-то заботиться. Рыба гниет с головы.
Как вы думаете, чем все закончится?