Дворец труда, Дом Союзов, Дворец культуры профсоюзов —
культурное учреждение в городе Волгограде (бывшие города Царицын, затем - Сталинград).
Расположен в самом центре города на главной улице - проспекте Ленина, почти напротив здания областной администрации.
Здание является, между прочим, объектом культурного наследия регионального значения. В этом здании, а также в примыкающем к нему высотном здании на Советской улице располагается Волгоградский областной совет профсоюзов. Два этих здания создают потрясающий ансамбль - "унитаз". Да, все верно, шедевр сталинского ампира и высотное здание представляют собой унитаз, и смывной бачок сзади. Но обо всем по порядку. Общий вид посмотрите в конце статьи.
А пока наслаждайтесь действительно красивыми зданиями.
Первое здание, то, что полукруглое, построено в 1957 году(начато строительство в 1951 году) . За это время успела смениться историческая эпоха, что внесло некоторые коррективы и в само здание. Архитекторами Дома профсоюзов выступили В.Е. Масляев и Ф.М. Лысов, а художниками - Ю.И. Боско (по всей видимости, он и является главным автором горельефа), Н.Ф. Бароха, М.Я. Пышта.
Здание включает в себя полукруглый объём, выходящий на проспект Ленина, и прямоугольный объём с внутренним двором.
Все фасады здания украшены колоннадами и различными декоративными элементами. Благодаря этому Дворец является одним из образцов поздней сталинской архитектуры в городе.
Над центральным входом на фронтоне помещён сталинский лозунг "Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства". Поскольку между утверждением сметы строительства здания в 1951 году и его сдачей в эксплуатацию состоялся ХХ Съезд КПСС, на котором был осуждён культ личности Сталина, под цитатой не помещена подпись, а над ней изображён профиль В.И. Ленина.
Левый и правый горельефы на здании абсолютно одинаковые, они в точности копируют один другой (не зеркально, а именно в точности).
Каждый горельеф содержит в себе двадцать одну фигуру, семь из которых являются женскими, а, соответственно четырнадцать - мужскими. Фигуры объединены в шесть тематических групп, размещённых на некоторой дистанции друг от друга, каждая группа включает в себя от трёх до шести фигур. Поскольку здание изначально строилось именно для профсоюзов, большая часть фигур изображает различные производственные сцены. Все фигуры выполнены очень реалистично. Несмотря на значительную удалённость от зрителей, авторы не экономили на деталях, тщательно выписав черты лиц, включая даже такие элементы как веки и губы персонажей. Горельефы местами довольно сильно отходят от стены, головы некоторых персонажей отделяются от неё почти полностью.
Первая группа - военные. Она изображает трёх мужчин: лётчика, танкиста и моряка. Моряк держит в руках бинокль и флажок. Несомненно - это дань военному героическому прошлому города.
Вторя группа изображает солдата в каске, продолжающего "военную" линию. Однако солдат положил руку на плечо мальчику, а мальчик протягивает солдату шестерёнку. Солдат возвращается к мирной трудовой жизни и начинает трудиться на заводе, ведь в его отсутствие там трудились женщины и дети. Третья фигура из этой группы - молодого рабочего. Сталинград после войны стал крупнейшим промышленным центром СССР.
Третья группа изображает труд крестьян. Помимо развитой промышленности Сталинград являлся и крупнейшим сельскохозяйственным центром. Две женщины торжественно несут снопы пшеницы, за ними идёт пионер с урожаем корнеплодов. Всю группу возглавляет третья женщина, которая пожимает руку встречающему их мужчине, вероятно агроному или директору колхоза.
Четвёртая группа изображает героев труда в строительстве. Мужчина-инженер сидит на кирпичной кладке и держит в руках чертёж. Чертёж придерживает женщина. Оба они смотрят вдаль, скорее всего на строящийся объект. К ним примыкают фигуры со стройки. Мускулистая женщина в майке, фартуке и рукавицах и вторая, скорее всего - штукатур или маляр.
Пятая группа - сталевары. В Сталинграде на тот момент работают крупные металлургические производства, тракторный завод. Группа состоит из трёх фигур. Два сталевара около ковша для разливки стали и инженер, контролирующий готовый образец продукции.
Шестая группа состоит из трёх не очень связанных между собой фигур: мужчины с отбойным молотком, женщины с бумагой и опять сталевара. У мужчины на голове каска с фонарём, что свидетельствует о том, что он - шахтёр. Сталевар стоит немного отдельно от группы, так, что можно предположить, что он символизирует седьмую тему, состоящую из одной фигуры.
Красиво, не правда ли?
И вот, к красивейшему зданию пристраивают высотный современный (для своего времени) высотный корпус...
Из-за своей полукруглой формы и соседства с высотным зданием гостиницы «Облсовпроф», расположенной позади, здание ДК Профсоюзов в народе получило название «унитаз".
Вот так может выглядеть большая ошибка архитекторов.
Надеюсь, что моя публикация принесла Вам положительные эмоции! Подписывайтесь и мы продолжим наши архитектурные путешествия и эксперименты вместе.
С лучшими пожеланиям Ваш Алекс Маком. До встречи!