Найти тему
Про запчасти и ремонт

Быстро потемнело моторное масло — значит оно плохое. Из-за этого заблуждения водители спешат его заменить. На деле это ошибка

Оглавление

Среди автолюбителей, особенно старой закалки, бытует такое мнение. Моторное масло в двигателе практически не должно темнеть в период эксплуатации, а допускается его потемнение только ближе к замене. Мол, как потемнело — пора менять. Значит уже потеряло свои свойства и сработалось. А если потемнело за одну или две тысячи километров после заливки в мотор — значит нарвался на некачественный продукт и срочно нужно его заменить. В некоторых ситуациях это верно, но в большинстве случаев тёмное масло в двигателе является результатом его правильной работы.

Тёмное масло на щупе спустя пару тысяч километров не говорит о его плохом качестве
Тёмное масло на щупе спустя пару тысяч километров не говорит о его плохом качестве

Статья написана максимально простым языком для всех автолюбителей, поэтому господа маслёнщики, химики и мотористы — не гневайтесь. Здесь не будет рассказов про углеводородные радикалы, валентности, полярные молекулы и коагуляцию. Всё написано просто.

Моторное масло в двигателе нужно не только для смазки пар трения с целью защиты их поверхностей от износа. Оно также выполняет множество других функций. Например очистку двигателя от загрязнений (моюще-диспергирующие свойства масла), защиту от коррозии (антикоррозийные свойства масла) и т.п. Всё это возможно благодаря различным присадкам, количество которых у каждого масла своё. Не будем подробно заострять внимание на всех свойствах современного моторного масла, а разберём только те, которые относятся к нашей теме.

Моюще-диспергирующие свойства масла. Для чего нужны?

В процессе работы любого двигателя в нём неизбежно образуются и скапливаются различные отложения. На масло воздействуют высокие температуры, при контакте с воздухом и продуктами сгорания топлива оно окисляется. На горячих металлических поверхностях деталей двигателя этот процесс проходит быстрее, в результате чего на них образуются отложения: лак, нагар, шлам. В некоторых двигателях это происходит в большей мере, в других же в меньшей. Всё зависит от пробега автомобиля, качества используемого масла и топлива, а также от исправности двигателя и всех его систем. Именно моюще-диспергирующие свойства призваны на борьбу с загрязнениями в двигателе. Напомню, эти свойства достигаются за счёт ввода в базовое масло на производстве соответствующих присадок.

Моющие присадки

Все описанные выше загрязнения стремятся образоваться и осесть на внутренних поверхностях двигателя. Это недопустимо, так как во-первых, может грозить масляным голоданием. Шлам забивает каналы, и препятствует поступлению масла к деталям двигателя. Во-вторых, отложения мешают отводу тепла, что может привести к перегреву теплонагруженных деталей двигателя и их выходу из строя. Задача моющих присадок очищать внутренние поверхности двигателя от отложений и включать их в состав масла. Часть отложений в свою очередь растворяется в масле.

Диспергирующие присадки

Теперь, после отделения отложений с поверхностей деталей двигателя, в работу вступают присадки дисперсанты. В их задачу входит поддержание нерастворимых загрязнений в масле в виде взвеси, не позволяя им выпасть в осадок и снова закрепиться на деталях двигателя. Это достигается за счет создания вокруг частиц отложений специальных оболочек, которые не дают им соединяться вместе и снова налипать на детали. Дальше в работу вступает масляный фильтр, который улавливает
опасные загрязнения и исключает их из состава масла.

Масло темнеет задолго до регламентного срока его замены — это нормально
Масло темнеет задолго до регламентного срока его замены — это нормально

Вывод

В итоге становится понятно, что тёмное масло в двигателе является результатом естественного процесса. Насколько быстро это произойдёт — зависит от количества загрязнений в двигателе и моюще-диспергирующих свойств масла. Тёмное масло лишь подтверждает, что оно качественное и эффективно выполняет свои задачи по защите двигателя. Но не стоит забывать о необходимости периодически проверять состояние моторного масла. На протяжении всего срока работы в моторе оно должно быть таким же текучим и иметь однородный состав. Если масло в двигателе начало густеть и по цвету напоминать мазут — это повод задуматься. Причиной могут быть проблемы с мотором, перегрев масла, или же его несоответствие данному двигателю.

Главное, соблюдайте рекомендации автопроизводителя, и заливайте в двигатель только соответствующее всем требованиям и допускам масло. Также не забывайте менять его вовремя. Это позволит продлить жизнь двигателю Вашего автомобиля, и не повлечёт за собой непредвиденных трат на его ремонт.

Если Вам понравилась статья подписывайтесь на канал и ставьте лайк! ;-) Пишите в комментарии, через сколько в двигателе Вашего автомобиля начинает темнеть масло, как часто его меняете, и какой пробег авто в общем?