Найти в Дзене
Записки артистки балета

Скрип балетных туфель

Последнее время часто попадаются на глаза статьи о балетных туфлях.
О том, как правильно пришивать ленточки, и чем обрабатывать туфли, что бы они не скользили.
А еще мне иногда задают вопросы - почему со сцены слышен скрип балетных туфель.
Попробую ответить на последний вопрос, глядя со своей колокольни.

Последнее время часто попадаются на глаза статьи о балетных туфлях.
О том, как правильно пришивать ленточки, и чем обрабатывать туфли, чтобы они не скользили.
А еще мне иногда задают вопросы - почему со сцены слышен скрип балетных туфель.

Попробую ответить на последний вопрос, глядя со своей колокольни.
Но для этого вернемся на несколько десятилетий назад. В те времена, когда на сцене Большого театра балетные спектакли шли на деревянном полу или на специальном половике. У меня в архиве сохранились записи балета "Анюта", где мы танцуем "на досках". Но чаще всего использовались именно половики.

Балет "Спящая красавица" в постановке М.Петипа ru.rbth.com
Балет "Спящая красавица" в постановке М.Петипа ru.rbth.com


Половиками назывались холсты, которые стелили на планшет сцены, чтобы замаскировать доски настила и придать полу определенный цвет или фактуру. Например, в "Лебедином озере" половик был двухцветным: серый с черным. Черные пятна создавали иллюзию ряби на озере. Как понимаете это исключительно мое видение половика ))).
Для изготовления половиков применяются главным образом беленые ткани большой прочности и плотной структуры плетения: двунитка, тик, палатка, техническое сукно и др.

Ткань раскраивалась таким образом, что швы половика располагались параллельно рампе сцены. Сшивался половик плоским, парусным швом, а закреплялся на планшете гвоздями. Помню монтировщиков, которые по окончании спектакля ходили и выдергивали гвоздодерами эти самые гвозди.
Кстати, неприятная ситуация с гвоздем была у меня в Японии. Но о ней как-нибудь в другой раз.

Станки и другие конструкции на сцене тоже покрывались половиками, сшитыми в виде чехлов.
Однажды на таком станке я должна была сделать 32 фуэте. Но поскольку ткань не была натянута и закреплена гвоздями, то ткань закручивалась вокруг пятачка пуанта.

Балет "Лебединое озеро" в постановке Ю.Григоровича 1983 год. Н.Бессмертнова и А.Богатырев. Большой театр pomnipro.ru
Балет "Лебединое озеро" в постановке Ю.Григоровича 1983 год. Н.Бессмертнова и А.Богатырев. Большой театр pomnipro.ru


Но вернемся к половику. Чтобы не было скользко, артисты балета канифолили туфли. На сцене, за кулисами стоят специальные лотки с канифолью. Кстати, кроме туфель (пятачка, внешней стельки) артисты так же канифолят пятку, что бы туфли не сползали во время танцев.
На половике проканифоленные туфли не скрипели.
Но последние годы, на сценах балетных театров стали использовать специальный линолеум. С одной стороны это удобнее, с другой. Появился тот самый скрип, который время от времени слышат зрители в зале.
Я хорошо помню, как нам говорили, что канифолить туфли танцуя на линолеуме категорически нельзя. Но поскольку линолеум бывает разный и скользкий, в том числе, а другого способа не скользить нет, то артисты продолжают этот способ использовать.
Большие проблемы были во время постановки балета "Спящая красавица" 2011 года. Красивый узорный линолеум оказался чересчур скользким. Но наканифоленные туфли сыграли злую шутку. Появился жуткий скрип. Плюс от канифоли на линолеуме остаются липкие черные пятна. Особенно они заметны на светлом линолеуме.

Балет "Спящая красавица" в постановке Ю.Григоровича 2011 год liveinternet.ru
Балет "Спящая красавица" в постановке Ю.Григоровича 2011 год liveinternet.ru

Только к сожалению пока нет другой альтернативы и артисты, как и в старые добрые времена продолжат обувь канифолить. Хотя и не все. Некоторые видимо, крепко стоят на своих ногах и без помощи канифоли.

Если кому-то интересно - можете поэкспериментировать дома. Взять канифоль, линолеум, туфли... Канифоль только раскрошить в пыль надо )))

P.S. Не претендую на истину в последней инстанции. Это исключительно мое дилетантское мнение.
Про ленточки, пятачки и прочие нюансы - в другой раз.