Найти тему
Две Войны

«Мотор подбит, иду на вынужденную»- как погиб первый лётчик, Дважды Герой Советского Союза

«Мотор подбит, иду на вынужденную» -такими были последние слова прославленного лётчика-истребителя Бориса Сафонова, прозвучавшие в радиоэфире 30 мая 1942 года. Но это лишь одна из двух версий его гибели.

Борис Сафонов стал первым Дважды Героем Советского Союза, получившим это звание именно во время Великой Отечественной. Он погиб ещё на первом году войны. Если бы этого не случилось, Сафонов вполне мог бы стать асом №1 в советских ВВС.

Лётчик-ас из простой крестьянской семьи

Деревенское детство, семь классов школы, потом железнодорожное ФЗУ – в начале жизни Бориса Сафонова ничего не предвещало блестящей военной карьеры лётчика. Но в 1931 году он в 16-леем возрасте начал заниматься в тульском аэроклубе «Добролёт».

Многие молодые люди 30-х годов мечтали стать пилотами, однако далеко не у всех проявились такие выдающиеся способности, как у Сафонова. Он стал одним из лучших пилотов аэроклуба, поэтому, когда в 1933-м пришла пора идти в армию, ему «открыли дорогу в ВВС»: отправили в Качинское лётное училище.

После его окончания Борис Сафонов до 1940 года прослужил в Белоруссии, а потом был переведён на Кольский полуостров, командиром эскадрильи 72-го смешанного авиаполка.

Заполярье – это очень сложный для пилотов регион, и молодой авиации Северного флота требовались умелые лётчики, способные уверенно работать в непростых метеоусловиях и учить этому других.

На защите мурманского неба и первый сбитый «Юнкерс»

В свой первый воздушный бой с немцами Борис Сафонов вступил уже 22 июня 1941 года, когда его эскадрилью подняли на перехват бомбардировщиков люфтваффе. На истребителе И-16 он атаковал немецкий бомбардировщик He-111. Сбить вражеский самолёт ему тогда не удалось.

 Борис Сафонов. Фото в свободном доступе.
Борис Сафонов. Фото в свободном доступе.

Но уже 24 июня Сафонов открыл счёт своих боевых побед в воздухе, сбив первый «Юнкерс». А к концу августа на его счету было уже 32 воздушных боя и 11 официально сбитых немецких самолётов. «Официально» – потому что, по воспоминаниям сослуживцев, для командира эскадрильи было в порядке вещей в групповом бою самостоятельно сбить 2–3 самолёта врага, но себе оставить лишь один, а остальные – расписать по подчинённым.

16 сентября 1941 года, когда эскадрилья Сафонова уничтожила 50-й самолёт Люфтваффе, Борис Феоктистович было представлен к званию Героя Советского Союза. В это время часть авиации Северного флота начала осваивать британские истребители «Хоукер Харрикейн».

В октябре 1941-го майор Сафонов был назначен командиром 78-го истребительного авиаполка, который начал активную боевую работу на этих импортных машинах. 15 января 1942 года Борис Феоктистович получил свой третий орден Красного Знамени, а в начале марта 1942 года – высший британский авиационный орден – крест «За выдающиеся лётные заслуги».

Вскоре ему пришлось осваивать ещё один ленд-лизовский самолёт – P-40E «Киттихоук» производства США. К моменту гибели, на счету Бориса Сафонова было 234 боевых вылета, 22 лично сбитых вражеских самолётов и ещё 5 – в группе.

Стиль боевой работы Сафонова

В годы обучения в лётном училище в характеристике Сафонова упоминалась его «склонность к ухарству» в небе. Однако во время войны он уже никогда не лихачил. Наоборот: показал себя пилотом осторожным и вдумчивым, расчётливым и очень хладнокровным.

Истребительная авиация РККА встретила войну с уставным построением в звенья из 3-х самолётов. Сафонов был не согласен с этим и ратовал за более гибкое построение: в пары «ведущий-ведомый». Так, кстати, действовали истребители люфтваффе. А советские – перестраивались на эту схему уже в ходе боевых действий.

Борис Сафонов. Фото в свободном доступе.
Борис Сафонов. Фото в свободном доступе.

Последний боевой вылет

30 мая 1942 года четыре «Киттихоука», один из которых вёл командир полка, вылетели на прикрытие каравана кораблей союзников PQ-16, спешившего к Мурманску и уже не в первый раз подвергавшегося немецкому авианалёту.

Не долетев до цели, из-за неисправности повернул на базу ведомый Сафонова, поэтому в воздушный бой в итоге вступили три машины. Они атаковали шесть немецких скоростных бомбардировщиков Ju-88, заходивших на конвой PQ-16.

В закрутившейся вихрем смертельной погоне всё произошло очень быстро. Борис Сафонов сообщил по радио о двух (по другим данным – о трёх) сбитых «Юнкерсах», потом сказал что-то о моторе и исчез из эфира. Моряки с судов PQ-16 видели, как его «Киттихоук» неожиданно свалился в крутое пике, вертикально врезался в воды Баренцева моря и тут же затонул. Координаты рокового падения: 69°51′ с. ш. 34°42′ в. д.

Кто-то расслышал в последних словах Сафонова: «Мотор подбит, иду на вынужденную». Но это не точная, не 100-процентная информация. Вполне возможно, что причиной падения его самолёта стало не попадание в двигатель, а просто его неисправность.

В оперативной сводке 2-го гвардейского истребительного авиаполка за 30 мая 1942 года записали, что самолёт подполковника Сафонова был сбит оборонительным огнём бомбардировщика Ju-88, с попаданием в мотор. Но официальная версия, которая была озвучена позже, объявила причиной крушения «Киттихоука» неполадки в его двигателе.

К сожалению, какая из этих двух причин была истинной, узнать уже не представляется возможным. 14 июня 1942 года Борису Феоктистовичу Сафонову посмертно было присвоено второе звание Героя Советского Союза. Причём к этому званию выдающегося лётчика-истребителя представили ещё до его гибели, 27-го мая.

О необычных летательных аппаратах Третьего Рейха, можно читать здесь.
Истребитель И-16 Бориса Сафонова в Центральном военно-морском музее. Фото в свободном доступе.
Истребитель И-16 Бориса Сафонова в Центральном военно-морском музее. Фото в свободном доступе.

Память о герое

Имя Бориса Сафонова носит посёлок в Мурманской области, улицы и площади во многих городах России. Два корабля ВМФ СССР назывались «Борис Сафонов» (последний из них был списан в 1994 году).

Полк, которым командовал лётчик-ас, в 1948 году стал 174-м гвардейским Печенгским истребительным авиаполком имени Бориса Сафонова (расформирован в 2001 году). Один из истребителей-перехватчиков этого полка, МиГ-31, был именной – «Борис Сафонов». Он стоит в музее ВВС Северного флота, в посёлке Сафоново Мурманской области. Стараниями сослуживцев героя, и лично – его техника лейтенанта Бондаренко, был сохранён истребитель И-16, на котором Борис Феоктистович сделал 109 боевых вылетов в начале войны.

После Великой Отечественной этот самолёт был отправлен в Ленинград, где он и сейчас выставлен в экспозиции 6-го зала Центрального военно-морского музея. Там он, освобождённый (для облегчения) от двигателя, подвешен на стальных тросах, с килевым номером 51 и 14-ю победными звёздами на борту.

Читать о 5 советских лётчиках-асах, которые героически погибли в бою, можно здесь.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм

А теперь вопрос читателям:

Какая из двух версий гибели, кажется Вам более правдоподобной?