Bugatti входит в состав группы Volkswagen. Штаб-квартира - город Мольсхейм, Эльзас (Molsheim, Alsace, Франция)
Всё началось с велосипеда
История компании началась в 1898 году, когда 17-летний Этторе Бугатти (Ettore Arco Isidoro Bugatti, 1881-1947), выходец из семьи миланских художников, устроился учеником на фабрику Prinetti&Stucchi, занимавшуюся выпуском двух- и трёхколёсных велосипедов. Именно там начинающий инженер соорудил свою первую моторизированную коляску, на базе трёхколёсного велосипеда, установив на неё два одноцилиндровых 3. 5-сильных мотора De Dion-Bouton.
При финансовой поддержке друзей отца Этторе в 1900 году построил свой первый автомобиль, Type 2, массой 660 кг, с трёхлитровым мотором о четырёх цилиндрах, который финишировал первым на Гран-при Милана и был отмечен наградой Французского Автомобильного Клуба.
1902 год, семья Бугатти перебирается во Францию, где Этторе без проблем находит работу технического директора на автомобильном производстве барона де Дитриха (Baron Eugene de Dietrich), весьма впечатлённого заслугами и достижениями молодого инженера.
В последующие два года было создано ещё три модели, нумерация продолжилась: Type 3, Type 4 и Type 5. Ничем примечательным эти автомобили не прославились, разве что Type 5 участвовал в гонках во Франкфурте. Кроме того, модель оснащалась 12.9-литровым (! ) 4-цилиндровым рядным двигателем, мощностью в 45 лошадиных сил.
По окончании контракта Этторе перебрался в Страсбург, к своему давнему приятелю Эмилю Матису (Emile Mathis, 1880-1956) в компанию Hermes-Simplex, совместно с которым и были построены модели Type 6 и Type 7.
В 1907 Этторе Бугатти обзаводится женой, подарившей ему в последствии четверых детей. В том же году он заключает договор с газо-машинным заводом Gasmotoren-Fabrik Deutz в Кёльне. Там был спроектированы автомобили Type 8 и Type 9, не имевшие особого коммерческого успеха.
Основание самостоятельного бренда "Automobiles Ettore Bugatti"
В 1909 Этторе преждевременно разорвал контракт с Deutz и при поддержке банкира Августина де Виская (Augustin de Vizcaya) арендовал бывшую красильню в Мольсхейме (Эльзас, Франция), где собственными силами занимался проектированием и разработкой прототипов Type 10 и Type 11. В январе 1910 года была официально зарегистрирована компания "Автомобили Этторе Бугатти" ("Automobiles Ettore Bugatti"). Однако инженерные решения Бугатти были слишком сложны для массового выпуска автомобилей. Дебютом свежеоснованной компании можно считать Peugeot Bebe, который белее-менее успешно продавался также и в Германии и в Великобритании.
Успех пришёл в 1912 году с появлением модели Bugatti Type 13. Автомобиль оснащался 1. 4-литровым 30-сильным двигателем, в котором была реализована технология четырёх клапанов на цилиндр. Строго говоря, Type 13 появился на свет в 1911 году, тогда же он занял второе место в семичасовой гонке на выживание. За последующие 14 лет было продано свыше 2 тысяч автомобилей Type 13 и его модификаций, моделей 15, 17, 22 и 23.
Первая Мировая война круто изменила планы и судьбы многих европейцев. Этторе с семьёй бежал в Милан, затем, в 1915 году, в Париж. Там он работал в военном конструкторском бюро и создал для правительства два авиационных двигателя, но они так и не были построены. В 1917 году Бугатти изготовил 400-сильный 16-цилиндровый двигатель по заказу ВВС США. Всего было изготовлено 40 агрегатов, однако и они не нашли применения.
Послевоенные годы
После войны он вернулся обратно в Мольсхейм, который по итогам отошёл Франции, и на старом месте снова открыл своё производство. В 1920 году возобновилась сборка модели Type 13, которая не перестала покорять вершины автоспорта блестящими выступлениями в Ле-Мане и многократными победами на Гран-при Италии.
1922 год ознаменовался выходом гоночной модели Bugatti Type 30 Tourer с восьмицилиндровым двигателем и гидравлическими тормозами.
В это же время Этторе обратил свой взор к сегменту роскошных автомобилей. Так, в 1926 году, появился шестиметровый конкурент "Майбахам" и "Кадиллакам", стоивший в три раза дороже, чем Rolls-Royce. Всего было построено 6 единиц модели Type 41 12. 7 л (300 л. с.), стоимостью около 500 тысяч франков каждый. Главным вдохновителем дизайна стал Жан Бугатти (Gianoberto Maria Carlo "Jean" Bugatti, 1909-1939), третий ребёнок Этторе, который в полной мере унаследовал фамильный художественный талант, склонность к автомобилестроению и страсть к гонкам.
Но самые потрясающие спортивные рекорды ставил автомобиль Type 35, созданный на базе 30-й модели. За последующие девять лет он доминировал на соревнованиях, одержав более 2000 (! ) побед.
Великая депрессия и переход на новые "рельсы"
Во времена Великой депрессии, начало которой приходится на 1929 год, Бугатти переключился на более социальную деятельность: в 1932 году он начал сотрудничать с национальной французской железнодорожной компанией (известной ныне как SNCF). Его компания разработала и выпускала самые быстрые локомотивы тех лет, их максимальная скорость достигала 172 км/ч. Причём особо мудрить Этторе не стал, в качестве источника тяги он использовал 12. 7-литровый мотор от модели Type 41, адаптированный к работе на смеси спирта, бензина и бензола.
Железнодорожная техника Бугатти использовалась до 1958 года. На данный момент в мире сохранился всего 1 такой состав.
Потеря сына и крах компании
Жан Бугатти интересуется бизнесом отца, в 31-м году принимает на себя управление частью предприятия и участвует в разработке новых моделей. В 1933 году в серию вышел Bugatti Type 57, который предлагался клиентам в различных кузовных модификациях. Под руководством Жана создавалась модель Type 59.
11 августа 1939 года, во время тест-драйва модели Type 57 Tank, Жан Бугатти погиб. Он пытался избежать столкновения с внезапно выехавшим на дорогу велосипедистом, но вылетел с трассы и разбился о дерево.
Смерть сына потрясла Этторе, и до конца своих дней он так и не оправился от потери. Три недели спустя началась Вторая Мировая и перспективы автомобилестроения расплылись в неопределённом настоящем. Фабрика в Мольсхейме была захвачена нацистами, в 44-м перешла к союзникам.
Попытка возрождения после Второй Мировой войны
Этторе Бугатти с семёй пережил это тяжёлое время, вернул себе недвижимость, возобновил работу над созданием новых моделей, но 21 августа 1947 года скончался и был похоронен на кладбище в Дорлисхайме.
В послевоенные годы младший сын Этторе Бугатти, Роланд, решил вернуть предприятию былую славу, однако его постоянно преследовали неудачи, во всяком случае, коммерческого успеха его модели, получившие трёхзначный индекс (Type 101 и Type 251), так и не снискали.
В мае 1963 года земля, завод и все права были проданы авиастроительной компании Hispano-Suiza.
Закат популярности Bugatti касался только новых моделей, старые же автомобили, "от самого мастера", ещё при жизни Этторе становились коллекционными, в наше время ценник на некоторые творения великого Бугатти достигает 10 млн. евро.
Итальянский ренессанс 1980-х
В середине 80-х годов права на использование легендарного бренда приобрёл итальянский предприниматель Романо Артиоли (Romano Artioli, 1932). В 1987 году он зарегистрировал компанию Bugatti Automobilie S. p. A. и с энтузиазмом занялся возрождением марки. Для реализации своих целей Романо построил новый завод в Модене и пригласил известного дизайнера Паоло Станзани (Lamborghini Miura и Countach). В результате, 15 сентября 1991 года, в 110-й юбилей со дня рождения Этторе Бугатти, миру был представлен Bugatti EB110.
При всей помпезности и легендарном наследии модель стала коммерческим провалом. В 1995 году Артиоли начал процедуру банкротства своей компании. Покупателем части акций стал небезызвестный гонщик Йохен Дауэр, завод вообще был продан компании, выпускавшей мебельную фурнитуру.
Взлет на вершину автомобильного мира
В 1998 году бренд Bugatti был выкуплен группой Volkswagen. Новые хозяева отнеслись к бренду очень бережно, в знак уважения к истории компании корпорация основала штаб-квартиру в Дорлисхайме.
С привлечением специалистов ателье Italdesign были созданы концепты EB118 (1998 г.), EB218 (1999 г.) и Bugatti 18/3 Chiron.
В честь знаменитого гонщика команды Bugatti 30-х годов, Пьера Вейрона, был назван один из быстрейших в мире автомобилей, знаменитый Bugatti 16.4, выпущенный в серию в 2005 году. В 2010-м появился 16. 4 Super Sport с 1200-сильным двигателем.
В настоящее время компания готовится показать новый модельный ряд 2021 года. Bugatti снова представят самые быстрые и дорогие автомобили современности, а ограниченный тираж будет раскуплен за пару дней.
Выскажите своё мнеине о статье в комменатриях, спасибо!