«Sparks». Лучшая глэмовая рок-группа, в которую в 1974-м чуть было не ушел из «Queen» Брайан Мэй

9,1K прочитали

Американский дуэт братьев Рона и Расселла Маэлов, который почти 50 лет выступает как группа «Sparks», прославился именно в Великобритании, и сегодня широко известен прежде всего в Европе, а не у себя на родине в США. Группа пытается вернуться к своим рок-корням, но время ушло, и ей остается напоминать о себе только перезаписыванием своих старых хитов

Братья Рон и Расселл Маэлы, основатели поистине легендарного дуэта "Sparks"
Братья Рон и Расселл Маэлы, основатели поистине легендарного дуэта "Sparks"

Американская группа «Sparks» - это один из столпов рок-музыки, в частности – глэм-рока, правда, это было в довольно короткий промежуток времени, очерченный 1974-1977 годами. Потом музыкантов занесло в дебри диско, синти-попа и прочей попсы, и сегодня они перебиваются в основном продюсированием чужих альбомов и перепеванием на концертах своих старых альбомов, принесших им некогда всемирную известность.

На видео: композиция Sparks "This Town Ain't Big Enough For Both Of Us", которая их сделала знаменитыми в Великобритании в начале 1974 года

«Sparks» - это два брата, Рон Маэл и Расселл Маэл. Первый – клавишник и главный композитор дуэта, а второй - вокалист, причем неповторимый. За все время существования группы в ней переиграла большая куча самых разных музыкантов. Между прочим, в ее сети чуть не попался даже Брайан Мэй из «Queen», когда в начале 1974 года на волне привалившего в Англии творческого и коммерческого успеха братья подыскивали себе нового гитариста.

Брайан Мэй чуть было не согласился, потому что в тот момент будущее «Queen» находилось под огромным вопросом, а «Спаркс» быстро взбирались на вершину популярности в Британии, Европе, а затем и США. Но каким-то чудом этому событию не суждено было сбыться, и каждый пошел своим путем. Наверное, на счастье? Иначе неизвестно, слушали бы мы сегодня «Queen».

Дебютный диск братьев Маэлов "Halfnelson", 1971 г. выпуска
Дебютный диск братьев Маэлов "Halfnelson", 1971 г. выпуска

В общем, братья на переломе 60-70-х гг. жили в пригороде Лос-Анджелеса, и, будучи склонными к творческим экспериментам, в 1971 году создали группу «Halfnelson», пригласив гитариста, басиста и барабанщика. Кстати, гитарист и басист тоже были братьями – Эрл и Джим Манки, - таким образом «Sparks» еще многим тогда запомнился сразу двумя родственными парами музыкантов.

На аудио: композиция "(No More) Mr. Nice Guys" из "Halfnelson", 1971 г.

После записи первого альбома группу по требованию лейбла пришлось переименовать в «Sparks» и перевыпустить дебютный альбом уже под этим названием и с другим конвертом. Таким образом мы имеем два варианта одного и того же альбома, и оба коллекционерам очень интересны, хотя музыка на обеих пластинках одна и та же.

Два первых альбома группы "Sparks" - 1972 и 1973 гг. Первый альбом показан в американском выпуске, второй - в английском
Два первых альбома группы "Sparks" - 1972 и 1973 гг. Первый альбом показан в американском выпуске, второй - в английском

Перед записью второго альбома лейбл отправил группу в Лондон, чтобы она попыталась раскрутиться в «Мекке рока» самостоятельно. Музыка группы представляла собой что-то среднее между арт-попом и нарождавшимся тогда глэмом, кстати, в Англии музыкальные критики очень часто сравнивали «Sparks» с «T.Rex». Добившись кое-какого, пусть и небольшого успеха, группа вернулась назад в США и в 1973 году записала второй альбом – «A Woofer in Tweeter's Clothing».

Однако начальное творчество группы в Америке практически никто не оценил, и ей снова пришлось отправиться в Великобританию, где ее успех начинал нарастать, не такими, конечно, темпами, как хотелось бы, но, тем не менее, начинающих музыкантов и это вдохновляло.

Между тем музыка «Sparks» (а скорее – эксцентричное поведение братьев Маэлов на сцене) заинтересовала английский лейбл Island, и его руководство предложило им отправить своих американских аккомпаниаторов восвояси и создать в Лондоне новую группу из английских музыкантов. Взамен лейбл предложил контракт, гораздо более выгодный, чем был у группы в США.

Что было предложено – то и было сделано. Обновленные «Sparks» включились в работу и записали сингл, который мгновенно вывел группу на самую вершину популярности в Британии – это была композиция «This Town Ain't Big Enough For Both Of Us», впоследствии вошедшая на третий альбом «Kimono My House», и первый, выпущенный в Великобритании.

Sparks "Kimono My House", 1974 г. Показаны английский и американский лейблы
Sparks "Kimono My House", 1974 г. Показаны английский и американский лейблы

Альбом, записанный в обновленном «английском» составе, практически мгновенно поднялся до 4-й позиции в британских чартах популярности, а в США чуть было не пропал в первую сотню US Billboard 200. Но то, что он добрался там хотя бы до 101-й позиции – это было огромным достижением, напомним, что это был первый альбом группы, который попал в чарты вообще. Позже альбом наверстал упущенное с лихвой, продаваясь все лучше и лучше в течение многих лет. Музыка группы очень сильно преобразилась, и запись получилась в типично глэмовой манере, переплюнув в этом качестве все известные тогда глэм-группы.

Sparks "Propaganda", 1974 г. Немецкий выпуск
Sparks "Propaganda", 1974 г. Немецкий выпуск

На видео: композиция Sparks "Achoo", с альбома "Propaganda" 1974 г., запись с концерта 1975 г.

Музыканты сразу же засели за запись нового альбома, и в сентябре того же, 1974 года, вышла «Propaganda», которая в Англии хоть и поднялась всего до 9-й позиции, но в США была оценена гораздо лучше предшественника и заняла 63-е место. Попутно поднялся вопрос о переиздании самых первых двух альбомов в Англии и Германии, и в 1975-м (в Германии - в 1976-м) обе эти пластинки были переизданы в виде двойного альбома «2 Originals of Sparks».

Sparks "Indiscreet", 1975 г.
Sparks "Indiscreet", 1975 г.

Опьяненные непрекращающимся успехом музыканты зачем-то вдруг ударились в эклектику, и в 1975 году записали эпохальный «Indiscreet» (пятый по счету альбом), в котором смешали множество самых разных стилей вплоть до свинга и джаза. Публика по обеим сторонам Атлантики его оценила не так высоко, как предыдущие творения – всего лишь 18 позиция в Великобритании и 169-я – в США. Однако сегодня этот альбом считается вершиной творчества «Sparks», мало того – это лучший альбом в сегменте глэм-рока.

На аудио: "Happy Hunting Ground" из альбома Sparks "Indiscreet", 1975 г.

После своего триумфа в Великобритании музыканты решили возвратиться на родину в США, где, наняв новых, американских, аккомпаниаторов, записали еще два альбома – «Big Beat» (1976 г.) и «Introducing Sparks» (1977 г.). Правда, эти альбомы, хоть и были весьма хороши, в чарты США вообще не попали, несмотря на «американизацию» звучания, да и в Англии им тоже успех не засветил. И тогда братья решили податься в ниву неизведанного – в диско.

Sparks "Big Beat" (1976 г.) и "Introducing Sparks" (1977 г.)
Sparks "Big Beat" (1976 г.) и "Introducing Sparks" (1977 г.)

Связавшись с известным поп-продюсером Джорджи Мородером, Маэлы записали два совершенно классических диско-альбома – «No. 1 in Heaven» (1979 г.) и «Terminal Jive» (1980 г.). Первый альбом попал в первую английскую сотню на 73-ю позицию, а второй вообще никуда не попал. Оба альбома в США практически провалились, и их более-менее хорошо слушали только в Швеции и Австралии. Зато братья Маэлы блистали на европейском (в первую очередь на французском) телевидении, и если не гребли деньги лопатой, то, по крайней мере, не бедствовали.

Два диско-альбома с Дж. Мородером - "No. 1 in Heaven" (1979 г.) и "Terminal Jive" (1980 г.)
Два диско-альбома с Дж. Мородером - "No. 1 in Heaven" (1979 г.) и "Terminal Jive" (1980 г.)

Интересный факт: когда Пол Маккартни выпустил в 1980 году свой второй сольник «McCartney II», в клипе «Coming Up» он спародировал Рона Маэла в качестве клавишника своей аккомпанирующей группы. Впоследствии Маэл утверждал, что именно с этого момента «Sparks» наконец-то попали в «мир музыкальной богемы».

На видео: клип Пола Маккартни "Coming Up", где он, загримировавшись, пародирует Рона Маэла

В общем, в какой-то момент с диско тоже было покончено, и «Sparks» перебрались в сектор синти-попа. Тут их ждал некоторый успех – первые три альбома зашли в американские чарты, хотя не так хорошо, как хотелось бы. Четвертый, правда, провалился везде, оплеванный критиками и недослушанный фанатами, тем не менее, некоторые синглы с него в Европе пользовались успехом.

Список синти-поп альбомов «Sparks»:

10). ~ Whomp That Sucker (1981 г.) №182

11). ~ Angst in My Pants (1982 г.) №173

12). ~ In Outer Space (1983 г.) №88

13). ~ Pulling Rabbits Out of a Hat (1984 г.) В чарты вообще не попал

Синти-поп альбомы "Sparks". Первые два - самые настоящие шедевры глэма
Синти-поп альбомы "Sparks". Первые два - самые настоящие шедевры глэма

Кстати, альбомы 1981 и 1982 г., несмотря на синти-поповое звучание, очень даже не плохи даже с точки зрения рокера, так как там электрогитары зажигают тоже неплохо. Эти альбомы могли бы по музыкальным качествам посоперничать с самыми знаковыми глэм-альбомами группы 70-х. По крайней мере, для меня, совершенно не переваривающего синти-поп, они входят в пятерку лучших творений «Sparks».

На аудио: композиция Sparks "Усы" ("Moustache") с альбома "Angst in My Pants", 1982 г.

К сожалению, впоследствии дуэт братьев Маэлов в погоне за коммерческим успехом, перебазировался в совершенную попсу, которая, кроме узнаваемого вокала, ничем совершенно не напоминает все их предыдущее творчество. С 80-х по нынешний день «Спарксы» записали еще 11 альбомов, последний из которых – «A Steady Drip, Drip, Drip», - вышел в 2020-м году. Но эти альбомы в чарты не попадали, дуэт в основном зарабатывал выпуском отдельных синглов, которые приносили им деньги, часто неплохие.

14). ~ Music That You Can Dance To (1986 г.)

15). ~ Interior Design (1988 г.)

16). ~ Gratuitous Sax & Senseless Violins(1994 г.)

17). ~ Plagiarism (1997 г.)

18). ~ Balls (2000 г.)

19). ~ Lil' Beethoven (2002 г.)

20). ~ Hello Young Lovers (2006 г.)

21). ~ Exotic Creatures of the Deep (2008 г.)

22). ~ The Seduction of Ingmar Bergman (2009 г.)

23). ~ Hippopotamus (2017 г.)

24). ~ A Steady Drip, Drip, Drip (2020 г.)

Это всё, что "Спарксы" записали в период с 1986 по 2020 гг. Последним в этом списке стоит концертный альбом "Two Hands One Mouth" (Live In Europe 2012), 2013 года выпуска
Это всё, что "Спарксы" записали в период с 1986 по 2020 гг. Последним в этом списке стоит концертный альбом "Two Hands One Mouth" (Live In Europe 2012), 2013 года выпуска

Кроме того, братья Маэлы занимаются продюсированием известных и неизвестных поп-групп, в основном европейских, сотрудничают с самыми разными исполнителями, выступают на концертах. Попутно они всячески экспериментируют и даже занимаются самоплагиатом, записывая на новые альбомы свои старые хиты в переосмысленном звучании. Один из альбомов так и называется – «Плагиаризм» (1997 г.).

Интересный факт: в одном из интервью Рон Маэл признался, что сочиняет все свои песни не на клавишных инструментах, как обычно делают благочестивые клавишники, а на гитаре.

Однако, несмотря на то, что дуэт «Sparks» покончил с рок-музыкой еще чуть ли не 40 лет назад, эта группа остается в истории рока как один из столпов, определивших многие направления жанра на десятилетия вперед. На их наследии выросло много очень известных как рок-, так и поп-групп, которые называют Рона и Расселла Маэлов своими духовными отцами и первейшими учителями.

ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ ~ ЧИТАТЕЛИ И ПОДПИСЧИКИ!

ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ!

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Элис Купер ~ главный рок-шоумен конца XX века. Хронология достижений на ниве грамзаписи, 1969-2020

Van Halen - история резкого взлета к мировой славе прямо с первого же альбома

«The Groundhogs» и ее фронтмен Тони Макфи – самые неизвестные лидеры блюз-рок-прогрессива 70-х