Давно я не писал ничего в своем милом блоге. А тут как раз нашелся подходящий повод. Сегодня у нас День матери, а это означает, что у нас есть отличный повод порассуждать о том, как видели самого близкого человека наши классики.
Отношение к матери у наших поэтов и писателей далеко не всегда соответствовало тому идеализированно-пасторальному образу, активно продвигаемому пролайферами и религиозными активистами.
Если творчество поэтов, например, Некрасова или Есенина обыкновенно романтизирует родителей, то прозаики и драматурги часто изображают материнскую любовь гипертрофированной или жестокой. Ну да что я буду рассуждать - лучше приведу пару примеров.
Госпожа Простакова из комедии Фонвизина "Недоросль", несмотря на то, что пьеса написана в конце 18 века, далека от библейского образа заботливой и любящей матери. Женщина настолько избаловала своего сына Митрофана, что он превратился в совершенную свинью, которая не уважает ни родителей, ни учителей, ни слуг. Ленивый и невежественный, он вырос совершенно неприспособленным к жизни.
Александр Николаевич Островский тоже приложил руку к разрушению идеализированного консерваторами образа матери. Его Кабаниха из "Грозы" показана злой своенравной старухой, которая использует детей как антистресс (думаю, многим знакома такая ситуация). Да, она верит в бога, помогает бедным, но эта вера неискренняя и продиктована с одной стороны традициями, с другой - страхом адских мук. В итоге сын стал бесхарактерной тряпкой, а дочь сбежала из дома с любовником.
Их обоих переплюнул Салтыков-Щедрин. Он и не скрывал, что Арина Петровна из романа "Господа Головлевы" списана с его матери Ольги Михайловны — властной женщины, подобно героине книги делившей домочадцев на "любимчиков" и "постылых". Впрочем, справедливости ради нельзя не заметить, что та же самая мать активно хлопотала о возвращении сына из ссылки... А причиной его нелюбви было, вероятно, неодобрительное отношение к женитьбе сына на дочери вятского вице-губернатора (16-летней лоле без богатого приданого).
Мстя писателя была страшна, и героиня его романа в конце жизни пожинала горькие плоды деспотичного отношения к детям. Лишенная и власти, и состояния, она на правах приживалки обитала то у одного, то у другого сына и умерла в одиночестве в ветхом домике, который когда-то отдала нелюбимой дочери в качестве приданного ("выкинула кусок").
Но не стоит думать, что все великие изображали мать исключительно в негативном ключе. В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского, например, Пульхерия Александровна, мать Родиона Раскольникова, не отрекается от сына несмотря на то, что он совершил чудовищное преступление, убив пожилую ростовщицу и ее беременную сестру.
К чему бы все это? Просто сегодня отношение к родителям полярное: матерей либо чрезмерно сакрализируют, либо чересчур демонизируют. Но это крайности, а образ матери вовсе не является абсолютной величиной. (Да простят меня консерваторы!) Все зависит от конкретного случая. Даже один человек не может быть на 100% хорошим или плохим. И тем более не стоит стричь всех матерей под одну гребенку всех матерей.
Требовать любви и уважения к матери от ребенка, которого она всю жизнь унижала - это такой же бред, как и низведение любой родительницы до яжематери.