Найти тему
Библио-лаборатория

Роман "Клон" - настоящая фантастика

Вообще традиционно считается, что лучше не перечитывать любимые книги детства по прошествии многих лет — слишком изменилось мировоззрение, вкусы, наконец сам мир вокруг тебя тоже изменился радикально и бесповоротно. Помню, какое разочарование меня постигло, когда я уже взрослым дяденькой взялся перечитывать буквально до дыр зачитанный мною в детстве «Таинственный остров» Жюля Верна…

Поэтому когда я недавно вспомнил случайно про роман «Клон» (авторы - Кейт Вильгельм и Теодор Томас, 1965), который когда-то произвел на меня очень большое впечатление, я какое-то время колебался, прежде чем перечитать его. Почему я о нем вспомнил — отдельная история. Зачем-то я начал смотреть какой-то чудовищно бездарный и трэшовый фантастический ужастик начала девяностых — не спрашивайте, сам не понимаю зачем — но уже на десятой минуте этого безобразия мои мысли отправились в свободный ассоциативный полет и вот я уже ищу полузабытую книгу, гадая — совпадут ли мои воспоминания, ожидания и непосредственные впечатления.

Но оказалось, что опасался я напрасно. Книга блестящая. Невзирая не небольшой объем и лаконичность, можно даже сказать — некоторую сухость изложения, книга бьет точно в цель ничуть не слабее, чем несколько десятилетий назад. Собственно, именно этот простой, почти что полудокументальный стиль усиливает впечатление от книги… Но давайте по порядку.

Сюжет довольно прост. По сути это один из ранних вариант бесконечно расплодившихся сейчас вариаций «биологического апокалипсиса». В канализационном коллекторе безымянного американского города в результате смешивания нескольких химикатов и всякой всячины, какая только может попасть в канализацию, возникает некий организм, способный усваивать практически любую органику и превращать ее в себя. Клон. Поглотив все, что было съедобного в канализационной системе, он по трубам выбирается в кухни и ванные комнаты, и начинается ужас.

Именно так, и никак иначе. Авторы блестяще передали кошмар происходящего, с легкостью обойдясь без традиционно обязательной в ужастиках расчлененки с кровищей, и от этого, честно говоря, становится только страшнее. Любой человек, случайно прикоснувшийся к клону, быстро и совершенно безболезненно превращается в клон. Остается лишь небольшая лужа — нет, не крови, а всего лишь воды: человеческий организм состоит из воды в среднем на 60-65 процентов, а плоть клона на 40…

-2

Действие романа развивается одновременно стремительно и буднично. Клон вроде бы — примитивная биомасса, однако он постоянно модифицирует себя, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. И поглощает. Древесину, нейлон, домашний скот и людей.

Честно говоря, книга подействовала на меня даже еще мощнее, чем когда-то в школьные годы. Быть может потому, что сейчас я уже привык к современным объемным романами, в которых невероятно подробно и с поистине научной скрупулезностью описываются всевозможные варианты апокалипсиса, который может обрушиться на наш многострадальный шарик. Персонажи этих романов всегда обладают продуманной биографией, и авторы не жалеют красок, чтобы как можно полнее передать их, и это здорово. Но, то как написан «Клон»… Казалось бы, не найти более заезженную писательскую поговорку, чем «краткость — сестра таланта».

Казалось бы.