Не знаю к чему и почему, но вспомнилась сегодня одна история. Как я вводилась в вальс в балете "Лебединое озеро".
К тому времени я уже танцевала в нем вторую и четвертую картины лебедей и венгерский танец.
И вот за день до спектакля мне сообщили, что завтра я танцую вальс в первой картине. Мне предстояло выучить довольно большой кусок, причем за один вечер. И все бы ничего, только вечером была "Жизель" и занята я была в обоих актах.
Это сейчас спектакли идут блоками - каждый день один и тот же спектакль. А раньше... Каждый день новое название. И это было гораздо правильнее, лучше и для зрителей и для артистов.
В общем сам вальс, коду и прочие выходы я учила в перерывах между выходами на сцену в "Жизели". Спасибо старшим коллегам, которые показывали, объясняли, помогали. Учить было легко, так как партия (танец) передавалась из ног в ноги. Можно было сразу же задать вопрос, если вдруг что-то было не понятно. Правда не всегда удавалось сразу получить ответ, так как необходимо было следить за ходом идущего спектакля и не опаздывать на свои выходы.
Это сейчас молодые артисты учат по видео. Причем не всегда по записи хорошего качества - не только картинки, но и исполнения. Раньше ты приходил на репетицию и учил в течении какого-то времени. А потом вводился в спектакль. Ситуация подобная моей (описанная выше) были большой редкостью. Сейчас приходя на репетицию молодой артист обязан знать свою партию.
Но вернемся к "Лебединому". На следующее утро была 20-ти минутная разводная и вечером спектакль. Как прошел спектакль, конечно, не помню. Уж очень давно это было. Но после той "премьеры" спектакль вошел в мой репертуар и я долго и много его танцевала. Как в прочем и другие спектакли Большого.
Но это уже другие воспоминания и другие истории...