Церковь всегда обладала большой властью, а то что обладает властью, должно своей красотой затмевать окружающее. Для строительства церквей, всегда приглашали самых лучших архитекторов своего времени. И просьба заказчика была ясна: сделать такой красивый храм чтобы люди не посмели усомниться в могуществе религии и в силе дома господнего. Я сам очень люблю церковную архитектуру и сегодня хочу показать вам, какие неправославные храмы Санкт-Петербурга, на мой взгляд, заслуживают особого внимания.
1. Храм святой Лурдской девы Марии.
Большинство любителей красивой архитектуры и просто рядовые охотники за фотографиями, движутся одними и теми же дорогами: Невский, Фонтанка, Мойка ... и т.д. Они хотят думать как трамваи, хотят быть трамваями... Трамваями, идущими по рельсам. Так мы получаем сотни фотографий на фоне Казанского собора и Спаса, на страницах наших одноклассников, однажды побывавших в Питере, но чтобы найти настоящий клад нужна карта сокровищ! Хотя в наше время хватит и обычного навигатора! Итак, чтобы увидеть красоту включаем мозги и интернет и сворачиваем в один из переулков центра СПб. Там спрятался храм, вдали от привычных туристических маршрутов Санкт-Петербурга, по адресу Ковенский переулок 7, где летом 1900 года французское посольство купило землю за 67 тыс. рублей, чтобы построить на ней храм для своих соотечественников. Сначала туда ходили французы, потом преимущественно поляки. И даже при советской власти храм никуда не делся, его не снесли, не переделали под склад или дом культуры, он продолжал функционировать почти всегда. Проповеди затихали в нем лишь в тяжелое время блокады Ленинграда. Храм получился маленький, но очень уютный, и сегодня, спустя почти 120 лет, он остается одним из самых красивых храмов главного туристического города страны. Храм настоящая изюминка. Монотонный, прямой, коричневый фасад со сложной кирпичной структурой. Это то, что на севере называют модерном, очень сдержано. Храм как будто не поддался моде на пышную лепнину того времени и от этого выглядит еще ярче соседей. Такая сдержанность в архитектуре достойна лучших.
Адрес: Ковенский пер. 7
2. Кирха воскресения в Пушкине.
За этой красотой нужно поехать аж в Царское Село, где в 1865 году ее возвели по проекту архитектора Александра Видова. Видов сам родился в Финляндии, г. Хельсинки. Учился в Санкт-Петербурге, а затем работал при дворе Царскосельского дворцового ведомства. Архитектор работал на совесть, уникальная 155 летняя кирха сейчас пребывает в прекрасном состоянии, и поражает своей строгостью и элегантностью. В ней хорошо прослеживается английский стиль, не совсем присущий Петербургской архитектуре в целом. Такой архитектурный стиль называется неоготика: об этом нам говорят поперечные кирпичные опоры на боковой стене, они называются контрфорсы. Стрельчатые арки тянутся ввысь, визуально увеличивая и без того высокое здание. Его высота больше 30 метров, примерно это 11-этажка. Изначально ее заложила лютеранская община Царского Села, которая в основном состояла в те годы из немцев. Служба там проходила до 1931, пока советская власть все-таки не добралась до нее, и сделала из церкви сначала общежитие, а потом и вовсе ремонтную мастерскую. По неизведанным причинам в 1977 году церковь вернули верующим, на этот раз большинство лютеран были финнами, и служба проходила на финском языке. В настоящее время ее позиционируют как "финский приход".
Адрес: Пушкин, Набережная 4
3. Церковь святого Иоанна.
Эта церковь тоже лютеранская и на этот раз эстонская. Построили ее в 1860 для эстонской общины Петербурга. В то время церковь исполняла роль не только религиозного культового сооружения, но и место собрания представителей другой национальности. В частности эстонцев, которые могли прийти в дом и поговорить на родном языке, завести знакомство, проявить свою активность, расширить кругозор и культурно обогатиться. По истине, такие функции и должна исполнять церковь, на мой взгляд. В кирхе регулярно проходят органные концерты, которые вы можете послушать, просто загляните на официальный сайт церкви за расписанием. Яани Кирик, так ее называют эстонцы, не выглядит на свой возраст. Все потому что она претерпела изменение облика лишь в 2011 году, а точнее ей вернули прежний вид, который был застроен другим фасадом в советские годы. Как и большинство культовых сооружений в 20м веке, ей не удалось удержать статус церкви. Кирха была перестроена под дом культуры эстонских рабочих. То есть отдали по сути тем же эстонцам, но уже , извините, для других нужд. Облик церкви на мой взгляд был опошлен конструктивисткой лестницей, прилепленной прямо на фасад. Так что я рад что министерство культуры Эстонии не зажмотило 200 000 евро на возвращение этой кирпичной жемчужины.
Адрес: Декабристов 54
4. Шведская церковь святой Екатерины.
Уже были французы, поляки, финны, эстонцы и немцы. Теперь Шведы. Шведская церковь находится на Малой Конюшенной, то есть в самом центре Санкт-Петербурга, при этом немного скрыта от предсказуемого туриста в глубине улицы. Их-за такого расположения турист часто бывает лишен возможности видеть эту редкую красоту. Снова вернемся в 1865, церковь построили именно тогда, а точнее сказать полностью перестроили. Первая церковь на этом месте стоит аж с 1767, простояла она не мало, но годы взяли свое, и появилось то что до сих пор радует глаз. Картинку с изображением первой церкви я, к сожалению не нашел, но и вторая прекрасна! Ее построил русско-шведский архитектор, работавший в Петербурге в те годы, Карл Андерсон. Стиль церкви прямо очень европейский, выполнен в стиле такой классической французской базилики. История у нее тоже весьма классическая, сначала это был приход шведов, проживающих в те времена в Петербурге в изобилии, а затем в 20м веке времена круто поменялись и церковь превратили во что угодно, не то склад, не то база, последней организацией была детско-юношекая спортивная школа. Ну а в 90е церковь вернули общине. Сейчас там достаточно простой интерьер, от чего церковь выглядит не пафосно и не вычурно.
Адрес: Малая Конюшенная 1-3Б
5. Кирха преображения господня в Зеленогорске.
За следующей достопримечательностью мы отправимся в Зеленогорск. Эта крошечная каменная радость находится тут с 1908 года. Построена по проекту финского архитектора Йозефа Стенбека в стиле финского национального романтизма. Оказывается есть такой стиль, более того скажу, что его расцвету способствовала национальная политика России тех лет своей интенсивной русификации. Попыткой укрепить русский язык на территории финской земли, входившей тогда в империю, Россия только подогрела национальные настроения и завела мотор финской идентичности, который начал активно проявляться в литературе, живописи и архитектуре. Построили творение Стенбека на земле Великого Княжества Финляндского, напомню входившего Российскую империю, где любили отдыхать петербуржцы, (как и сейчас) но буквально через 10 лет все изменилось, и кирха оказалась уже на территории независимой Финляндской республики. Независимостью, к сожалению, эта земля обладала лишь 20 лет, после чего начались волнения, которые нужно сказать, добром не кончились. Сначала война с Советским Союзом, всех финнов эвакуировали, колокольню снесли в ходе боев, церковь пустовала до возвращения сюда финнов в 1941 году. Отныне СССР считает эту землю оккупированной, сами же финны считают её по праву возвращенной. Служба в церкви продолжалась до 1944 года, пока советская армия вновь не забрала эту кирху. После чего её переоборудовали в кинотеатр "Победа". На закате советской эпохи, кирху вернули прихожанам, что я считаю полностью справедливым решением. Позже отреставрировали колокольню и придали церкви первоначальный вид. Сейчас она выглядит потрясающе, словно исцелившийся после тяжелой болезни лебедь, встряхнувший грязные капли со своих крыльев. В церкви регулярно проводят концерты классической музыки, и это потрясающе.
Адрес: Зеленогорск пр. Ленина 13
6. Кирха в ансамбле здания больницы.
В центре Санкт-Петербурга есть знаменитая улица Лиговский проспект. Раньше по нему проходил Лиговский канал (от которого название). На берегу того самого канала в 1871 году по проекту архитекторов Бернгарда Рудольфа и Отто Густавовича фон Гиппиуса построили Евангелическую женскую больницу, в ансамбль которой входит наша следующая церковь. Опять мы видим немецкие фамилии, опять мы видим немецкую архитектуру. Чистой воды готика. Все это здание было платной больницей, где оплата за койку составляла примерно 10 рублей в неделю в общей палате. Неимущие люди, вне зависимости от сословия и национальности обслуживались в больнице бесплатно. На мой взгляд это потрясающий и гениальный подход к медицинскому бизнесу. В больнице так же были отдельные палаты по цене от 30 рублей. Церковь, что так удачно вписана в общий фасад, но и вместе с этим так элегантно выбивается из него, была предназначена не только для больных и персонала больницы, но и для окрестных жителей лютеран. Высокие стрельчатые окна кирхи придают ей зловещую загадочность, а темный кирпич отягощает и давит грузом. Такие эмоции церковь может вызвать сейчас, но в 19-ом веке, думаю что она выглядела спасительно ярко и вдохновляюще. Иначе никак не выздороветь, ведь лечиться нужно начинать с уверенности своей победы над болезнью. А лечили здесь, кстати, легочные заболевания. В советское время все здание, вместе с церковью, превратили в НИИ фтизиопульмонологии, а в помещении самой церкви - конференц-зал.
Адрес: Лиговский пр. 2-4
7. Церковь святого Михаила.
Эту церковь очень сложно пропустить мимо, когда вы оказались на Васильевском острове. Она является доминантой и обращает на себя много внимания. Ее в 1876 году построил сначала Карл Бульмеринг, а позже фасад был перестроен Рудольфом Бернгардом в стиле неоготики. Церковь лютеранская, хотя мне всегда хотелось думать что она католическая, потому что очень напоминает соборы Испании. Стоя на Среднем проспекте В.О. , невольно можно почувствовать себя жителем Малаги или Валенсии. В 1933 году власти Ленинграда запретили колокольный звон. Затем даже хотели переплавить колокол, но в итоге он каким-то образом уцелел и его передали церкви на смоленском лютеранском кладбище. Храм закрыли в 1935-м и в его зале хотели открыть библиотеку, но что-то не срослось. В итоге вместо библиотеки появился табачный склад, а позже вовсе храм внутри был перестроен под нужды завода по производству спортинвентаря. Вот здесь у меня даже нет претензий к советской власти. Спорт это очень благородно, хотя возвращение храма конфессии не менее благородное дело. В 1993-м году там все же вновь начались богослужения. Храм был уже давно потрепанным и непрезентабельным, ему требовалась реставрация, которая началась уже с тех самых 90-х и до сих пор не завершена до конца. Еще не доделаны башенки-пинакли, то есть зубчатые конусовидные башенки, характерные для готики. Радует, что в принципе открыли саму церковь. В 2010 она сбросила оковы строительных лесов и сразу изменила облик всей Васьки. У меня еще ни разу не получилось пройти мимо этого прекрасного творения архитектуры, не задержав взгляд на его бежевых стенах. Надеюсь что и у вас не получится.
Адрес: Средний пр. ВО 18Б
Это была подборка нестандартных красивых церквей Санкт-Петербурга. Никаких пышностей. Только строгость и элегантность. Я восхищаюсь такой архитектурой и не понимаю как можно проходить мимо.