Найти тему
Ганц Ока

Страшные истории и ужасы. Как написать? Интригующие моменты в литературе

Фон сделан на фотошопе. Стикеры добавлены на сайте: https://editor.pho.to/
Фон сделан на фотошопе. Стикеры добавлены на сайте: https://editor.pho.to/

Всем привет. Меня зовут Ганц Ока. Сегодня поговорим на тему жанра ужасы и рассмотрим примеры интригующих моментов из литературы.

Начнем с простого. Что такое интрига? + балл вашим зеркальным отражениям. Кажется, они метят на ваше место.

Интрига – это развитие основного действия в романе. Все так очевидно и легко, не правда ли? Но если копнуть глубже. Зачем литературно-художественному произведению нужна интрига? Особенно в жанре ужасов! Мы же решили просто попугать зевак злобными монстрами с огромными щупальцами и когтями, что таинственным образом появляются из ниоткуда. Опишем пострашней. Хорошенько приправим все кровью и мясом, злачными местами и мистическими событиями. Думаете сможете напугать этим читателя? Не-а! Он плюнет на все ваши зарисовки и уйдет. Будь вы самим Лавкрафтом способным качественно передать гротескность окружения. Будь вы Стивеном Кингом в плане легкого слога и повествования. Ваше произведение не будет интересно никому. Вспомните определение, что я привел: «Развитие основного действия в романе». Только создав конфликт в произведении, вы сможете создать интригу. Конфликт между двумя и более персонажами, между персонажем и монстром, одним лишь персонажем (его внутренний конфликт). Даже конфликт между монстрами, ДА! На все воля вашей фантазии. Он должен присутствовать от первой до последней строчки вашего произведения. А все диалоги и описания должны лишь раскрывать его в полной мере. Ведь сюжет разворачивается только благодаря конфликту! И, как следствие, зарождает интригу. Думаю, пора перейти к примерам. Я попытаюсь все наглядно объяснить.

Давайте начнем с наименее известного, но очень стоящего автора – Клайва Баркера. Все мы слышали про «Книгу крови». Ладно, может не все. Но я хочу привести в пример немного иное его произведение, а именно – «Страх». В рассказе Баркер задает интригу с самого начала. Пройдемся по сюжету: в колледже учится одна симпатичная и до жути отвязная студентка по имени Черил. По несчастливой случайности она неплохо общается со своим преподавателем психологии (если память не изменяет) – Куэйдом. Куэйд утверждает, что страх – единственная реальность, подлежащая осмыслению. Девушка, напротив, считает подобные идеи полной чушью, ссылаясь на то, что в ее жизни не существует никаких страхов. Куэйд похищает ее, чтобы та приняла участие в эксперименте. Бам! Здесь вы можете наблюдать пример хорошей задумки, где персонажи вступают в конфликт. Конфликт задает сюжет всему произведению. И комбинация из всего вышеперечисленного зарождает интригу. Интригу, что будет держать читателя до последней строчки. Что за эксперимент? Каким способом он собирается навязать идеи о страхе? Чем закончится кровавая история о спятившем мужчине и глупой девушке что попала в ловушку? Баркеру остается лишь подкидывать «интригующие моменты», что поддерживают картину целиком. Как он это делает? Очень просто. Куэйд приносит Черил кусок свежего бифштекса. Он оставляет этот сочный и аппетитный кусок мяса девушке, что заключил в неволе. Черил отказывается есть. Она зла на преподавателя и требует немедленного освобождения. Время идет. Сутки, двое, неделя. И когда Черил понимает, что Куэйд решительно настроен держать ее до самой смерти, она съедает прогнивший кусок. Тухлый и покрытый опарышами, он поедается девушкой, боящейся заглянуть в глаза смерти. На что еще она пойдет, чтобы не умереть? Какие поступки решится совершить перед страхом забвенья? Баркер вновь зарождает интригу. Он играет ей, накаляя противостояние людей вплоть до самой кульминации. Дать девушке сбежать, поместить Куэйда в цепи и воплотить кошмары в реальность – вот что делает автор, чтобы накалить повествование. Он приправляет безумную идею все новым и новым «интригующим моментом». Лично советую прочитать сие произведение каждому из вас. У этого маэстро есть чему поучиться, поверьте мне. И он без сомнения является самым ярким примером сегодняшней лекции. Сам Кинг отдает должное Баркеру считая его новым мессией в жанре.

Давайте уделим еще пару слов не менее крутому автору, что способен утереть нос любому, кто заикнется о интригующих моментах. Дин Кунц. Прошу любить и жаловать. Этот человек возьмет вас под руку и уведет в самое пекло безумных хитросплетений и интриг.

Возьмем в пример роман «Шорохи». Само название уже интригует, не правда ли? По сюжету книги одинокая девушка Хилари становится предметом преследования безумного маньяка. С целью накалить обстановку Кунц прибегает к стилю повествования в виде рваного сюжета. Одна глава повествуется от лица Хилари Томас. Другая – идущего по пятам убийцы, приближающегося к жертве. Она не подозревает, что ее ждет. Автор и читатель знают, что маньяк становится все ближе, но только не она. Убьет или нет? Чем девушка насолила мужчине? Понимаете к чему веду? И когда Кунц создает идею, то приступает посыпать роман «интригующими моментами». Девушка возвращается домой после встречи и обнаруживает безумца с «ножом» (честно, не помню с чем он был). Интригующий момент. Они вступают в ожесточенную схватку, что приведет к смерти одного из них. Интригующий момент. Она прячется и терпит неудачи в противостоянии с похотливым амбалом. Кунц переворачивает события с ног на голову раз за разом. Удача: она в преимуществе, ведь в руках пистолет. Провал: он повалил ее, принявшись избивать. У нее нет ни шанса! Читатель испытывает эмоции и сопереживает. Сможет ли она победить?

Девушка убивает маньяка. Получив смертельную рану, он уходит и погибает в грязном фургоне. Автор с читателем это знают. Девушка это также узнает, но в свое время. И тут вы думаете, это должно быть конец? Я вам описал только начало романа. Кунц мастер своего дела. Знаете, что он делает? Когда тело маньяка находят и признают мертвым. Когда полиция, принося извинения закрывает дело – в ее доме раздается звонок. Вы, вероятно, догадываетесь, кто потревожил покой бедняжки Хилари. Интригующий момент. Расследование и неизбежное погружение в сюжет. Кульминация, от которой у вас волосы дыбом встанут ведь вы узнаете, что такое шорохи. Эту книжку я также советую почитать. Желательно ночью и хорошенько прикрыв ноги одеялом во избежание «ЦАП»! Следуйте данным правилам. Пусть у вас не получится породить нечто похожее на Ктулху. Пусть не у каждого выйдет заворожить читателя потрясающими описаниями и диалогами (что является отдельной темой для разговора!). Создание интриги и интригующих моментов поможет вам представить свое произведение, как захватывающую и держащую в напряжении до самого конца картину.