1,1K подписчиков

Грустные клоуны Бернара Бюффе. Картины о войне, одиночестве и парижской меланхолии

740 прочитали

Всем привет! Это канал proстранное искусство.

В сегодняшнем выпуске - французский художник, который в пятидесятые-шестидесятые считался настоящей легендой парижской живописи. Бернар Бюффе начал свою карьеру совсем молодым, и закончил ее слишком рано и очень трагически.

Бернар Бюффе. Автопортрет на чёрном фоне
Бернар Бюффе. Автопортрет на чёрном фоне

Бюффе родился в 1928 году. Детство его прошло в оккупированном Париже, так что ужасы войны художник запомнил на всю свою жизнь. Сразу после снятия оккупации, увлеченный искусством, он отучился в художественном училище, а в 19 лет уже стал настоящей парижской сенсацией! Первые выставки и признание аудитории в столь раннем возрасте действительно были чудом. Бюффе называли главным конкурентом Пикассо, а в 1958 году американская "Нью-Йорк Таймс" включила его в "Легендарную пятёрку Франции" наравне с Бриджит Бордо и Ив-Сен-Лораном. К тридцати годам он достиг такого успеха, который многим из его коллег по цеху мог только сниться.

Уникальный стиль графики и живописи Бюффе не мог не привлекать внимание. Строгие, лаконичные и очень простые изображения, очерченные тонким черным контуром были под стать послевоенному времени, когда ощущения одиночества, скорби и ужаса от пережитого захлестнули весь мир с головой.

Бюффе раскрывает тему войны лаконично, со свойственной ему аккуратностью, но в этих картинах и рисунках сквозит необычайная тоска и боль. Ощущение покинутости, одиночества, конечности человека, его тотальной ненужности в этом мире - всё это свойственно для мизерабилизма, получившего широкое распространение именно в послевоенные годы.

Тема тоски и человеческой ничтожности необычайно раскрывается в серии "Цирк", которая стала практически визитной карточкой Бюффе. Противопоставление ярких костюмов, праздничной атмосферы цирка и необычайной печали на раскрашенных лицах, скорбных и сутулых худощавых фигурок клоунов лишь усиливает ощущение одиночества и меланхолии. А что еще скрывается под макияжем и накладными носами - раскроется только в гримёрке.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше:

Даже бытовые сцены у Бюффе словно олицетворяют одиночество и обезличенность человеческой жизни: вытянутые фигурки людей здесь как будто не на своем месте, точнее сказать, вообще не к месту.

Художник часто использует религиозные символы и сюжеты. Так, многие арт-критики видят в рыбах на столе символ Христа, а в скате на крючке - символ Распятие. Что ж, однажды Бюффе написал настоящее Распятие, точнее, Пьету. Правда, в ней отнюдь не Христос и Богоматерь:

-5

Бюффе пользовался огромным спросом у арт-дилеров, знаменитостей и других представителей парижской богемы. Впрочем, его увлечение военной темой и некоторыми не вполне объяснимыми анималистическими изображениями немного остудили пыл его поклонников.

Критика и непонимание не были помехой для художника, продолжавшего писать с удвоенной силой. Лишь болезнь Паркинсона, которая была диагностирована у Бюффе в девяностые годы, вынудила мастера отказаться от кисти и холста. И вот этого он перенести уже не смог: в 1999 году Бюффе покончил с собой.

"Влюбленные". Здесь Бюффе изобразил себя и свою чудесную жену Аннабель
"Влюбленные". Здесь Бюффе изобразил себя и свою чудесную жену Аннабель

Спасибо что дочитали!

-7