Найти тему

Tesla и NIO обязательно упадут. Факт, который никто не учитывает

Всем привет! Если тебя интересуют инвестиции и ты хочешь разбираться в том, как собрать самостоятельно свой портфель, который действительно будет работать, то добро пожаловать!

Вчера, 07.12.2020, на американской бирже был поставлен новый рекорд - капитализация Tesla превысила 600 млрд долларов. График её акций ниже.

График акций компании Tesla
График акций компании Tesla

Нормальна ли эта ситуация, где капитализация крупных, состоявшихся автомобильных компаний, таких как General Motors, Ford и т.д. в разы меньше? У Ford всего 36 млрд $, у GM 63 млрд $. У BMW также всего лишь 48 млрд евро. Я думаю, что ненормальна.

Надувается самый натуральный пузырь, и если в 2000 году был кризис dot-com, когда все думали, что продажи через интернет будут приносить море денег (писал, кстати, про этот кризис в этой статье), то пузырь 20-х годов будет назван пузырем электрокаторов и IT технологий.

Почему электрокары - пузырь? Есть несколько обобщенных признаков пузыря:

📌 Существенное отклонение от справедливой цены (например, P/E, который у Tesla больше 800);

📌 Ажиотажный спрос на актив (мы видим, какой везде хайп);

📌 Недостоверные статистические данные и отчеты (мы помним, как Маск мухлевал с отчетностями; да и пример Nikola Motor мы тоже все помним).

Также есть две конкретные причины пузыря для электрокаров.
Во-первых, бизнес совершенно
нерентабельный. Можно посмотреть на операционные результаты этих компаний:

Денежные потоки Tesla, Nio и Xpeng
Денежные потоки Tesla, Nio и Xpeng

Только Tesla вышла в небольшой плюс за счет хайпа на этой теме и повышенных продаж.

Краш-тест Tesla
Краш-тест Tesla

Но самая главная причина даже не в низкой рентабельности. Самая главная причина в ресурсах нашей планеты.

Как мы знаем, вместо бензина в автомобилях будут использоваться аккумуляторы. Из чего они делаются? Чтобы пошла химическая реакция, необходимы литий, кобальт, марганец, неодим. Конечно, можно обойтись и без них, но тогда автомобиль придется подключать к электросети напрямую и получится трамвай или троллейбус.

Проблема кроется в запасах выше обозначенных химических элементов. Давайте возьмем пример, что мы хотим государство Великобритания сделать полностью без ДВС (двигателей внутреннего сгорания), а только на электрокарах, к году эдак 2050. Для этого нужно: удвоить мировое производство кобальта, истратить весь производимый в мире неодим и 3/4 запасов лития во всем мире. То есть, пересадив англичан, шотландцев и т.д. на электрокары, все остальные страны останутся практически без лития и неодима. И это только для Великобритании, где автомобилей 31,5 миллион, а во всем мире количество машин перевалило за 1 млрд, где на текущий момент количество электромобилей менее 1%.

Можно сколько угодно кричать, что Маск крутой, что за электрокарами будущее и т.д. и т.п., но давайте взглянем фактам в глаза - производство электроавтомобилей не будет бесконечным, поэтому, если не будут найдены альтернативные замены литию, то вся история с электромашинами закончится очень быстро.

Лично я жду Tesla на этих уровнях, и даже если она там окажется, то подбирать такую компанию я не буду.

Истинное место для акций Tesla
Истинное место для акций Tesla

И многие мне скажут, что эти уровни недостижимы, Tesla никогда не упадет так низко и т.д., но напомню про кризис dot-com и вот конкретные примеры.

Падение Cisco System c отметки 82$ к 15$. Падение на 81%.

-5

Акции Microsoft упали с отметки 59$ до отметки 20$ за бумагу. Падение на 66%

-6

Покупать или нет акции Tesla, Nio, Xpeng и иже с ними дело каждого, в этой статье нет инвестиционной рекомендации или призыва к действию или бездействию, но учитывайте два факта:

1. Ограниченность ресурсов планеты.

2. Огромный пузырь на рынке.

А что вы думаете по поводу этих фактов? Верите в электрокары? Может есть ещё причины против сферы электрокаров?