Всем привет! Если тебя интересуют инвестиции и ты хочешь разбираться в том, как собрать самостоятельно свой портфель, который действительно будет работать, то добро пожаловать!
Вчера, 07.12.2020, на американской бирже был поставлен новый рекорд - капитализация Tesla превысила 600 млрд долларов. График её акций ниже.
Нормальна ли эта ситуация, где капитализация крупных, состоявшихся автомобильных компаний, таких как General Motors, Ford и т.д. в разы меньше? У Ford всего 36 млрд $, у GM 63 млрд $. У BMW также всего лишь 48 млрд евро. Я думаю, что ненормальна.
Надувается самый натуральный пузырь, и если в 2000 году был кризис dot-com, когда все думали, что продажи через интернет будут приносить море денег (писал, кстати, про этот кризис в этой статье), то пузырь 20-х годов будет назван пузырем электрокаторов и IT технологий.
Почему электрокары - пузырь? Есть несколько обобщенных признаков пузыря:
📌 Существенное отклонение от справедливой цены (например, P/E, который у Tesla больше 800);
📌 Ажиотажный спрос на актив (мы видим, какой везде хайп);
📌 Недостоверные статистические данные и отчеты (мы помним, как Маск мухлевал с отчетностями; да и пример Nikola Motor мы тоже все помним).
Также есть две конкретные причины пузыря для электрокаров.
Во-первых, бизнес совершенно нерентабельный. Можно посмотреть на операционные результаты этих компаний:
Только Tesla вышла в небольшой плюс за счет хайпа на этой теме и повышенных продаж.
Но самая главная причина даже не в низкой рентабельности. Самая главная причина в ресурсах нашей планеты.
Как мы знаем, вместо бензина в автомобилях будут использоваться аккумуляторы. Из чего они делаются? Чтобы пошла химическая реакция, необходимы литий, кобальт, марганец, неодим. Конечно, можно обойтись и без них, но тогда автомобиль придется подключать к электросети напрямую и получится трамвай или троллейбус.
Проблема кроется в запасах выше обозначенных химических элементов. Давайте возьмем пример, что мы хотим государство Великобритания сделать полностью без ДВС (двигателей внутреннего сгорания), а только на электрокарах, к году эдак 2050. Для этого нужно: удвоить мировое производство кобальта, истратить весь производимый в мире неодим и 3/4 запасов лития во всем мире. То есть, пересадив англичан, шотландцев и т.д. на электрокары, все остальные страны останутся практически без лития и неодима. И это только для Великобритании, где автомобилей 31,5 миллион, а во всем мире количество машин перевалило за 1 млрд, где на текущий момент количество электромобилей менее 1%.
Можно сколько угодно кричать, что Маск крутой, что за электрокарами будущее и т.д. и т.п., но давайте взглянем фактам в глаза - производство электроавтомобилей не будет бесконечным, поэтому, если не будут найдены альтернативные замены литию, то вся история с электромашинами закончится очень быстро.
Лично я жду Tesla на этих уровнях, и даже если она там окажется, то подбирать такую компанию я не буду.
И многие мне скажут, что эти уровни недостижимы, Tesla никогда не упадет так низко и т.д., но напомню про кризис dot-com и вот конкретные примеры.
Падение Cisco System c отметки 82$ к 15$. Падение на 81%.
Акции Microsoft упали с отметки 59$ до отметки 20$ за бумагу. Падение на 66%
Покупать или нет акции Tesla, Nio, Xpeng и иже с ними дело каждого, в этой статье нет инвестиционной рекомендации или призыва к действию или бездействию, но учитывайте два факта:
1. Ограниченность ресурсов планеты.
2. Огромный пузырь на рынке.
А что вы думаете по поводу этих фактов? Верите в электрокары? Может есть ещё причины против сферы электрокаров?