Фраза «рояль в кустах» родом из далекого уже 1963 года, когда Аркадий Арканов и Григорий Горин в эстрадной миниатюре «Совершенно случайно» сыграли пародию, состоящую из штампов, типичных для советского телевидения того времени. В миниатюре ведущий встречает пенсионера, прогуливающегося по бульвару, который «случайно» оказывается бывшим передовиком производства. У них завязывается беседа. Ведущий рассказывает о различных случаях из жизни, в которых ему постоянно, но совершенно «случайно» подворачиваются нужные предметы или оказывается, что он владеет полезными навыками, которые можно применить именно в данных ситуациях. Вскоре выясняется, что ведущий - музыкант, и он снова «совершенно случайно» захватил с собой скрипку, на который сейчас сыграет. Дальше - больше. Оказывается, что он умеет играть и на пианино. И в кустах прямо сейчас совершенно «случайно» стоит рояль!
Сценка понравилась тележурналистам, а спустя некоторое время выражение «рояль в кустах» стало крылатым. Вскоре фраза вышла за пределы тележурналистики, распространившись, в том числе, и на литературу.
Итак, термин «рояль в кустах» в сюжете произведения стал обозначать случайность, созданную искусственно, не имеющую для этого каких бы то ни было значимых предпосылок и, как правило, действующую одноразово, временно.️
Вот как охарактеризовал «рояль в кустах» автор Константин Костин:
«Рояль» — недостаток произведения, выраженный в нелогичном, непредсказуемом, никак не вытекающем из предыдущего повествования появлении человека, существа или предмета, догадки или же свойства предмета или человека, оказывающего существенное влияние на сюжет, введенного в книгу только для использования в одной конкретной ситуации и помогающему главному герою».
Примеры «роялей в кустах»
Пример 1
Героине угрожает расправой здоровенный детина, прижимает её к стене, бежать дальше некуда. Героиня — скромная особа, в жизни мухи не обидит. Но тут она нашаривает у себя за спиной на столике револьвер, хватает его и стреляет в упор. Детина повержен, читатель торжествует.
Примечание: случайно подвернувшийся в нужный момент револьвер, совершенно случайно оказавшийся заряженным. Да ещё и героиня, не владеющая оружием, мгновенно разобралась, на какую штуку надо жать и попала в детину, а не в стену, например. Конечно, сцену можно списать на действие в состоянии аффекта, но в таком случае автор должен хотя бы «показать», как револьвер попал в комнату, кто его подложил, может, это был охотничий домик и т.д. Т.е. заранее развесить «ружья по стенам» (о которых, кстати, речь пойдет в следующем блоге). Если этого не сделать, получается «рояль». И недоверие читателя к автору, пусть неосознанное, но растет.
Здесь в качестве «рояля» действует предмет - оружие.
Пример 2
Герои заперты в комнате-ловушке, опускается потолок, единственный способ выбраться — открыть дверь, но на двери замок. И тут оказывается, что один из главных героев — ныне почтенный адвокат и семьянин, в детстве ради развлечения ловко вскрывал замки дамской шпилькой. Шпилька тут же извлекается из прически одной из товарок по несчастью, герой справляется с замком, все благополучно выбираются.
Способность вскрывать замки в этой ситуации тоже «рояль в кустах».
Примечание: читатель не знал об уникальной особенности адвоката до этого случая. Более того, по сюжету у героя было счастливое детство в кругу любящей семьи. Зачем он вскрывал замки? Автор не дал этому объяснения, не указал предпосылки.
Здесь в качестве «рояля» действует не предмет, а способности или навыки героя.
Итоги:
- «рояль» - предмет, знания или умения, случайно подвернувшиеся в нужное время и значительно увеличивающие возможности героев справиться с возникшей ситуацией;
- «рояль» не упоминается до этого в сюжете, появляясь лишь в момент крайней необходимости;
- «рояль» нужен лишь в конкретной ситуации, именно там, где он появляется. В дальнейшем сюжете эти знания или этот предмет не играют никакой роли и никак не влияют на ход событий.
© Мария Шурухина
#ошибки #писателям #начинающий писатель #метафоры #как писать #писательство #писателю #подборки #как писать книги #слова-паразиты
Типичные ошибки начинающих писателей
1️⃣ Неправильное использование метафор
2️⃣ Канцелярит
3️⃣ Болезненное отношение к критике
4️⃣ Слова-паразиты: местоимения
5️⃣ Слова-паразиты: вводные слова и наречия
6️⃣ Индивидуальные «мозоли»
7️⃣ Неадеватная самооценка