Найти тему

«Олександра»: «На Бога надейся, да сам не плошай»! (Урок жизни третий).

112 прочитали
фото автора
фото автора

Начало

Странные отношения были у Александры («Олександры», как звали ее в деревне) с Богом. Две поговорки имелись в ходу: «Без Бога не до порога» и «На Бога надейся, да сам не плошай!».

Мне тогда, по молодости лет, казалось, что эти высказывания противоречат друг другу. Я только удивлялась, как же бабушка была способна руководствоваться ими обеими? Одновременно?

Теперь понимаю, как. Первое, все-таки – «На Бога надейся, да сам не плошай». Современным языком ближе такая трактовка: «У Бога нет других рук, кроме ваших».

Это значило ни единой минуты не проводить в праздности. Подъем в 4 часа утра. Перво-наперво – скотину надо «одилять». То есть, кормить, оделять пищей. Корову доить, провожать в стадо (если летом), овец выгонять. Хлева чистить. У всех. А было: корова, поросенок, овцы – не помню, сколько. Куры. Много. Телята, ягнята, цыплята – появлялись периодически.

Управиться с хозяйством. Скупо и быстро поесть. Затопить печь (если зима). Готовить обед, печь пироги. Наносить (с запасом) воды из колодца.

В горячую летнюю пору приезжали все мои тетки с мужьями, дядя с женой, помогали. Я тоже сгребала сено, стояла на стогах. А Александру мы оставляли дома – она готовила для всех нас - работников.

После обеда последние годы она уже позволяла себе немного вздремнуть. А долгими зимними вечерами пряла овечью шерсть, вязала носки и варежки. Это и считалось отдыхом. При этом напевала или слушала радио.

Принципиально никогда не смотрела телевизор, считая это пустым времяпрепровождением, недостойным работящего человека. Его и не было в избе, хотя купить могла, деньги у нее всегда водились. Провидица моя бабушка! Потом, гораздо позже, телевизор обзовут «зомбоящиком»!

Однако, «Без Бога – не до порога». Безусловно, в Бога бабушка Шура верила. Иконы имела, молитвы иногда шептала. Но, сказать современным языком – без фанатизма. Она прожила свою жизнь при советской власти. Храмы и церкви – все было разрушено.

Когда родилась я, в 1965 году – организовала мое крещение. Для этого пришлось ей и моей маме два дня добираться до ближайшего действующего храма, ночевать в чужой деревне. Всю жизнь я благодарна Александре за этот поступок…

Когда я, в студенческие годы, обреталась у бабушки, она была уже на пенсии. Пенсия эта была совершенно нищенской – колхозная, за трудодни. Но скупая Александра умела беречь копеечку, да и зарабатывала.

Но это, дорогие читатели, будет следующая история!

"Олександра": урок жизни 4 - здесь