Преступление в мире Полудня, двадцатый век.
Основное противоречие отечественного детектива — откуда берутся преступники в самом прогрессивном обществе — Мире Полудня.
Полдень (Коммунистическое Завтра) — состояние абсолютной гармонии всех сторон социальной и экономической жизни, где нет причин для преступлений. Это противоречие в детективах всегда обговаривается, в той или иной форме.
Термин братья Стругацкие скачали из ноосферы. Видимо, переосмыслили христианскую идею наступления Царства Божия под современную им идеологию.
Даже первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв поддался искушению анонсировать советский Полдень к точной дате.
Приход нового руководителя
(Леонида Ильича Брежнева)
и проводимая им социальная политика в первое десятилетие правления укрепляла оптимизма общества.
Второе заметное противоречие, относящееся скорее ко всей эпохе, — это заявленная вечность миропорядка. Так будет всегда! И чем настойчивее перемены вторгались в жизни общества, тем разительнее проявлялось вторая особенность. Стагнация, нарастающая с конца семидесятых, обнажила мучительный разрыв в общественном сознании между реальностью упадка и надеждами Оттепели.
В поздних эпизодах «Знатоков» возможностей милиции едва хватало для утверждения справедливости. Всё явственнее проступала обречённость.
Однако «щелоковской» детектив в отображении проблем строя Почти Уже Наступившего Рая был самым нелицеприятным официальным каналом диалога общества и власти. Это особенно чувствуется при ретроспективном просмотре фильмов. Когда знаком с политической компанией «Гласность», видишь насколько смело в детективе показаны недостатки и проблемы строя.