Найти тему
Заметки мамы-училки

Не путать знаки "больше" и "меньше". Объяснила один раз дошкольнику, запомнил на всю жизнь

Часто дети путают знаки "больше" и "меньше". Какой знак, в какую сторону? Обидно, когда на контрольной работе это простое понятие вылетает из головы. Часто и взрослые старшеклассники забывают, в какую сторону какой знак пишется.

< знак "меньше"

3 < 7

> знак "больше"

14 > 10

= знак "равно"

5 = 5

Бывает, что ученики просто неправильно рассуждают. Например, надо сравнить 2 и 5. Рассуждают так: 5 больше, чем 2, значит, ставлю знак >.

2 > 5

Это неверное рассуждение. Ребенок просто не понимает, что сравниваем левое число с правым. Пишем всегда слева направо. Значит, надо ставить знак от левого числа к правому.

Иногда даже такое объяснение ученик не понимает. Есть дети с нарушением пространственной ориентации, с логопедическими и неврологическими проблемами, для них непонятны понятия "право" и "лево". Как тогда быть?

Есть много наглядных пособий и картинок из интернета. Но все они непонятны для ребенка, который только-только начал познавать математику. Непонятен именно тот момент, где надо запомнить в какую сторону писать знаки сравнения .

Мой скриншот из яндекс.картинок. По этим картинкам совершенно непонятно, как определять, в какую сторону ставить знаки. Разве что на картинке с пирожными. Но и тут неверно составлено авторами: ребенок сравнивает количество предметов, а не их размеры.
Мой скриншот из яндекс.картинок. По этим картинкам совершенно непонятно, как определять, в какую сторону ставить знаки. Разве что на картинке с пирожными. Но и тут неверно составлено авторами: ребенок сравнивает количество предметов, а не их размеры.

Я приведу два способа запоминания понятий "больше" и "меньше". Первый способ подходит больше для взрослых или старшеклассников. Я сама, когда училась в школе, пользовалась только этим способом. Он меня неоднократно выручал на тестах и контрольных, когда даже простенькие задания вызывали у меня ступор от переживаний. Ведь контрольная работа иногда - это стресс.

Второй способ использовала для дошкольников на этапе начального знакомства со знаками сравнения.

Эти способы были выявлены мною методом проб и ошибок. Пробовала выкладывать знаки больше и меньше счетными палочками, просила выложить их детей, пробовали лепить знаки из пластилина, а также рисовать их крупно на весь лист, раскрашивать. Увы, все эти методы оказались недейственными. Дошкольники и первоклассники постоянно путали знаки сравнения. Наиболее эффективным оказался другой метод, о котором расскажу ниже.

Первый способ: по сгибу руки

Сгибаю левую руку в знаке "меньше"
Сгибаю левую руку в знаке "меньше"

Этот способ подходит для правшей.

Рассуждаем так: какой рукой мы больше всего работаем? Какой пишем? Кушаем? Какой рукой больше? Правой! Значит, при сгибе правая рука похожа на знак больше.

Какой рукой работаем меньше? Левой! Значит, левую руку сгибаем, этот сгиб напоминает нам знак меньше. Это метод ассоциации.

Второй способ: голодная птичка

Птичка открывает свой клюв всегда в сторону большего числа
Птичка открывает свой клюв всегда в сторону большего числа

Рисуем простую картинку с птичкой и зернышками. Обязательно на начальном этапе рисуем именно зёрнышки, а не цифры, так как у ребенка пока развит только предметный счет. Просим ребенка посчитать, сколько зёрнышек справа и слева от птички. И говорим: 

Птичка очень голодная, поэтому она раскрывает свой клюв всегда в сторону большего числа.

Где зёрнышек больше, туда птица и раскроет клювик. Потом показываем на числах. 

В первых упражнениях на сравнение чисел я со своими учениками рисовала птичек с клювиками, а не знаки "больше" и "меньше". Когда они осваивали, что клюв открывается в сторону большего количества, так как птица очень голодная, и она не наестся меньшим количеством, то тогда постепенно переставали рисовать голову птицы, оставляли только клювик. А клювик - это и есть знак сравнения. 

По большому счету, этот способ хорош тем, что ребенку даже не требуется запоминать понятия и направления знаков "больше" и "меньше", он просто рисует клювики по ассоциации в ту сторону, где число больше. Значит, этот способ подходит к детям с различными патологиями. 

Пример моих учеников показывает: дети вспоминают эту птичку на уроках, на контрольных и тестах и во втором, и в третьем, и в других классах. И больше не путают направления знаков сравнения, запоминают "голодную птичку" на всю жизнь.

Ставьте 👍, если статья была для вас полезна.

Подписывайтесь на канал ☺️