Приглашаю в этом посте на виртуальную прогулку по осеннему Петергофу, а именно по территории государственного музея-заповедника «Петергоф». Музей-заповедник включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков — бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года. Современный статус музей-заповедник получил в 1990 году.
Осмотр территории музея гости обычно начинают с Верхнего сада, который представляет собой классический пример регулярного парка; строгая симметрия плана, фигурная стрижка деревьев, многочисленные беседки и скульптурные украшения и, наконец, великолепный партер в центральной части, с каждой стороны которого по четыре ряда подстриженных лип.
«Дубовый» – первый (ближний к дворцу) фонтан Верхнего сада. В 1734 году П. Суалем сделал чертежи круглого бассейна, а К. Растрелли изготовил из свинца скульптурные декор: дуб, трех драконов и шесть дельфинов. Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску». Хотя скульптурное убранство фонтана неоднократно менялось, за ним закрепилось название «Дубовый».
Дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Вместе с боковыми галереями дворец вытянулся почти на 300 м вдоль террасы Большого каскада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747—1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко.
В здании размещены 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.
Это яркое произведение Елизаветинского барокко. Четверик храма выделен купольным сводом с пятиглавием, традиционными для древнерусского зодчества. Позолота обильно покрывает гранёные купола и значительную часть всех глав. На фоне этого великолепия нижние церковные ярусы выглядят, как простой приличный особняк.
Благодаря своим архитектурным достоинствам и великолепию декоративного убранства Петропавловская церковь на протяжении более чем полутора столетий по праву выполняла самое высокое предназначение, став главным храмом летней резиденции монархов Российской империи.
Здесь проводились богослужения по поводу официальных государственных праздников — таких, например, как дни тезоименитств, восшествий на престол и коронаций российских монархов. Тут же совершались обряды крещений и венчаний младших представителей императорской фамилии, служились панихиды по усопшим Романовым и, разумеется, отмечались все традиционные русские православные праздники, которые приходились на летние месяцы. В честь крупных событий во внешней политике, благоприятных для Отечества, а также юбилеев военных побед в Петропавловской церкви устраивались торжественные богослужения. Нередко здесь венчали молодые пары и крестили новорождённых из семей придворных и высшей аристократии.
В 1918 году церковь была закрыта. После революции из придворной церкви бесследно исчезли наиболее ценная утварь и иконы. В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году выгорела вместе со зданием дворца. В 1950-х годах она была восстановлена одноглавой, симметрично с западным корпусом. Так совершенно неожиданно на протяжении полувека церковный корпус Большого Петергофского дворца имел одноглавое «растреллиевское» завершение, а о бесподобном барочном убранстве придворной церкви можно было судить лишь по единичным сохранившимся акварелям. Лишь к 2003 году церковный купол вновь был увенчан традиционным «елизаветинским» пятиглавием. И, наконец, в ходе завершающего этапа реставрации, был выполнен основной объём работ по восстановлению фасадов и интерьера, в том числе, воссоздание деревянной золочёной резьбы и священных изображений. Восстановление придворного храма стало завершающим этапом в многолетней реставрации Большого Петергофского дворца, растянувшейся на многие десятилетия.
Справа виден так называемый Верхнесадский дом, в котором исторически размещался Министр Императорского Двора, а в наше время расположился Музей Коллекционеров, в восьми залах которого выставлены произведения живописи и декоративно-прикладного искусства.
Восточную сторону Правленской улицы образует ряд одноэтажных строений, носящих название «Каменных кавалерских домов». Дома эти построены в 1798–1802 года и служили для размещения придворных чинов и дворцовых служб.
Ну а мы движемся в противоположном направлении, в сторону Нижнего парка. А пройдём мы к нему через террасу Большого дворца.
Строить Большой канал начали одновременно с работами по закладке парков и дворцов. Известно, что при Петре I по каналу подходили к Большому каскаду суда и разворачивались в полукруглом ковше. Петровская гавань служила не только для торжественных приёмов судов с гостями, но и для хозяйственных целей: здесь приставали и разгружались большие и малые суда, привозившие в Петергоф различные припасы и строительные материалы.
Большой каскад является блестящим памятником искусства барокко и занимает выдающееся место среди известнейших исторических фонтанных сооружений мира. Он уникален по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов и выразительности всех частей.
Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года. В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов. Большой каскад начал действовать, но работы по добавлению новых скульптур и маскаронов продолжались. Уже после смерти Петра, в 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан «Самсон», а через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К. Растрелли.
В архитектуре каскада явно подчеркнуто стилевое единство с архитектурой Большого дворца: декор, подчиненный его трёхчастному делению, полукружие арок и ниш, бело-жёлтая окраска.
На месте, где Большой канал переходит в Петродворцовую гавань, а затем и в Финский залив, расположен причал для катеров из Санкт-Петербурга.
Экспозиция рассказывает о малоизвестной истории Петергофа как летней морской резиденцией российских императоров со специально оборудованной гаванью для стоянки императорских яхт, входивших в состав российского военного флота. В музее представлена коллекция предметов морского обихода Российских императоров: навигационные приборы, часы, сервизы.
Створ ведёт в Петродворцовую гавань по Северному фарватеру. Информация из справочника "Огни и знаки Балтийского моря" (1994): Белая многогранная башня высотой 12 метров от уровня моря. Передняя грань и фонарное сооружение красные. Огонь белый, изофазный, с периодом 3 секунды. Дальность видимости огня 5 миль (9 км). Светит по направлению створа 2.1° - 182.1°.
Оставшаяся часть поста будет про достопримечательности в восточной относительно дворца части Нижнего парка. По морскому берегу Финского залива прошли в Монплезирскому саду, разбитому во внутреннем дворе одноимённого дворца.
Это первая русская декоративная садово-парковая скульптура, отлитая в 1716 году по рисунку самого Петра I на московском литейном дворе. Она еще раз подчёркивает, что дворец Монплезир — своеобразный памятник победе, одержанной Россией в борьбе за выход к морю.
По центру каждого из партеров размещены фонтаны с позолоченными скульптурами, вазонами и макетами овощей.
Монплезирский дворец на заднем фоне почти незаметен: его галереи представляют собой лёгкую своеобразную аркаду, через застеклённые проемы которой льются потоки света.
От Монплезировского сада на юг, вглубь Нижнего парка, ведёт пешеходная аллея. Пройдём по ней и посмотрим на основные достопримечательности вдоль неё.
Два Вольера — западный и восточный — единственные дошедшие до наших дней утилитарные деревянные постройки петровского времени. Само название павильонов говорит само за себя: volier — птичник (фр.). В летнее время их использовали для содержания певчих птиц, помещенных в золочёные медные клетки. Оба павильона решены одинаково, в виде двенадцатигранных беседок с куполом над центральной частью, железную кровлю завершает восьмигранная башенка, устроенная для естественного освещения, а широкие проёмы окон придают особую лёгкость, свойственную парковым беседкам того времени. Но это объяснялось их чисто практическим назначением: птицам, находившимся внутри Вольеров, требовалось максимальная освещённость.
Это первый из серии памятников Петру работы Антокольского, где император изображён в треуголке и в мундире Преображенского полка с Андреевской лентой, во множестве установленных в разных городах России. Он появился в Нижнем парке в 1884 году.
Пара «Римских фонтанов» появились в парке в 1739 году, расположены в южной части Монплезирской аллеи симметрично друг относительно друга. А называются они римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра.
Каскад драконов именуется так из-за того, что вход в верхний грот каскада охраняли три дракона — основные водомёты фонтана. В середине XVIII века ступени каскада расписали «под шахматную доску» и фонтан стали называть «Шахматной горой».
Эти красивые богато декорированные дома были построены в 1853—1858 гг. для летнего пребывания фрейлин (в домах помещалась царская свита). Архитектором Фрейлинских домов был Николай Леонтьевич Бенуа. Архитектура Фрейлинских домов близка к архитектуре барочного Большого дворца Петергофа В настоящее время западный корпус (дом № 8) занимает музей семьи Бенуа, а восточный (дом № 7) — отель «Фрейлинский дом».
В оранжерее выращивались и хранились в зимнее время южные экзотические растения и цветы.
Императорские приёмы в Петергофе были многолюдными, требовали тщательной подготовки. Необходимо было на месте готовить закуски, хранить запасы напитков, сервизов, скатертей. Поэтому и назрела необходимость иметь в Петергофе здание, где все службы, связанные с подготовкой приёмов, были бы сосредоточены в одном месте. Поэтому архитектору Бенуа и было дано задание спроектировать этот дом. Двухэтажное здание построено в 1856-1861 в стиле эклектики. В высоком подвале здания с широкими окнами размещались кладовые и служебные помещения. Однотипные арочные окна первого этажа имеют полуциркульное завершение и богатые наличники с веерными замками. Здесь находилась придворная кухня с сопутствующими ей помещениями. Второй этаж был отведен для ливрейных слуг и официантов. Стена его прорезана прямоугольными окнами с простыми наличниками.
После революции в этом здании располагалась гостиница, затем с 1970-х и до развала СССР здесь был дом Советов. В наше время в здании размещена администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Все посты про Санкт-Петербург:
Павловский дворец (Санкт-Петербург).
Зимний Кронштадт (январь 2016).
Исаакиевский собор (январь 2016).
Удивительный мир искусства Эрмитажа (январь 2016).
Центральная часть Санкт-Петербурга в самом начале года (январь 2016).
Зимняя Нева у Заячьего острова (март 2018).
Петропавловская крепость (март 2018).
Приморский парк Победы и стадион «Газпром Арена» (март 2018).
Ленинградская область
Большой Гатчинский дворец (январь 2016).