Найти в Дзене

Осенний Петергоф

Приглашаю в этом посте на виртуальную прогулку по осеннему Петергофу, а именно по территории государственного музея-заповедника «Петергоф». Музей-заповедник включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков — бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года. Современный статус музей-заповедник получил в 1990 году.
Осмотр территории музея

Приглашаю в этом посте на виртуальную прогулку по осеннему Петергофу, а именно по территории государственного музея-заповедника «Петергоф». Музей-заповедник включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков — бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года. Современный статус музей-заповедник получил в 1990 году.

Осмотр территории музея гости обычно начинают с Верхнего сада, который представляет собой классический пример регулярного парка; строгая симметрия плана, фигурная стрижка деревьев, многочисленные беседки и скульптурные украшения и, наконец, великолепный партер в центральной части, с каждой стороны которого по четыре ряда подстриженных лип.

1. Пруд с фонтаном «Дубовый».
1. Пруд с фонтаном «Дубовый».

«Дубовый» – первый (ближний к дворцу) фонтан Верхнего сада. В 1734 году П. Суалем сделал чертежи круглого бассейна, а К. Растрелли изготовил из свинца скульптурные декор: дуб, трех драконов и шесть дельфинов. Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску». Хотя скульптурное убранство фонтана неоднократно менялось, за ним закрепилось название «Дубовый».

2. Вид в сторону Большого дворца.
2. Вид в сторону Большого дворца.
3. Кроны некоторых деревьев в Верхнем саде пострижены в форме конуса.
3. Кроны некоторых деревьев в Верхнем саде пострижены в форме конуса.

Дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Вместе с боковыми галереями дворец вытянулся почти на 300 м вдоль террасы Большого каскада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747—1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко.

В здании размещены 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

6. Кроны лип у дворца подстрижены в форме куба.
6. Кроны лип у дворца подстрижены в форме куба.
7.
7.
8. По галереям (справа на фото) можно пройти из основного корпуса дворца в другие корпуса, сыгравшие важную роль в жизни императорской семьи.
8. По галереям (справа на фото) можно пройти из основного корпуса дворца в другие корпуса, сыгравшие важную роль в жизни императорской семьи.
9. Справа по ходу движения от Верхнего сада расположена дворцовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освящённая в сентябре 1751 года.
9. Справа по ходу движения от Верхнего сада расположена дворцовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освящённая в сентябре 1751 года.

Это яркое произведение Елизаветинского барокко. Четверик храма выделен купольным сводом с пятиглавием, традиционными для древнерусского зодчества. Позолота обильно покрывает гранёные купола и значительную часть всех глав. На фоне этого великолепия нижние церковные ярусы выглядят, как простой приличный особняк.

10.
10.

Благодаря своим архитектурным достоинствам и великолепию декоративного убранства Петропавловская церковь на протяжении более чем полутора столетий по праву выполняла самое высокое предназначение, став главным храмом летней резиденции монархов Российской империи.

Здесь проводились богослужения по поводу официальных государственных праздников — таких, например, как дни тезоименитств, восшествий на престол и коронаций российских монархов. Тут же совершались обряды крещений и венчаний младших представителей императорской фамилии, служились панихиды по усопшим Романовым и, разумеется, отмечались все традиционные русские православные праздники, которые приходились на летние месяцы. В честь крупных событий во внешней политике, благоприятных для Отечества, а также юбилеев военных побед в Петропавловской церкви устраивались торжественные богослужения. Нередко здесь венчали молодые пары и крестили новорождённых из семей придворных и высшей аристократии.

11. Вид на церковь с Дворцовой площади.
11. Вид на церковь с Дворцовой площади.

В 1918 году церковь была закрыта. После революции из придворной церкви бесследно исчезли наиболее ценная утварь и иконы. В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году выгорела вместе со зданием дворца. В 1950-х годах она была восстановлена одноглавой, симметрично с западным корпусом. Так совершенно неожиданно на протяжении полувека церковный корпус Большого Петергофского дворца имел одноглавое «растреллиевское» завершение, а о бесподобном барочном убранстве придворной церкви можно было судить лишь по единичным сохранившимся акварелям. Лишь к 2003 году церковный купол вновь был увенчан традиционным «елизаветинским» пятиглавием. И, наконец, в ходе завершающего этапа реставрации, был выполнен основной объём работ по восстановлению фасадов и интерьера, в том числе, воссоздание деревянной золочёной резьбы и священных изображений. Восстановление придворного храма стало завершающим этапом в многолетней реставрации Большого Петергофского дворца, растянувшейся на многие десятилетия.

12. Перспектива улицы Правленской, которая проходит от Дворцовой площади до Санкт-Петербургского проспекта.
12. Перспектива улицы Правленской, которая проходит от Дворцовой площади до Санкт-Петербургского проспекта.

Справа виден так называемый Верхнесадский дом, в котором исторически размещался Министр Императорского Двора, а в наше время расположился Музей Коллекционеров, в восьми залах которого выставлены произведения живописи и декоративно-прикладного искусства.

Восточную сторону Правленской улицы образует ряд одноэтажных строений, носящих название «Каменных кавалерских домов». Дома эти построены в 1798–1802 года и служили для размещения придворных чинов и дворцовых служб.

Ну а мы движемся в противоположном направлении, в сторону Нижнего парка. А пройдём мы к нему через террасу Большого дворца.

13. С террасы открывается вид на Большой (Самсоновский) канал, по обоим сторонам которого расположены Воронихинские колоннады, подобно кулисам, отделяющие пространство перед Большим Петергофским дворцом от зелёного массива Нижнего парка.
13. С террасы открывается вид на Большой (Самсоновский) канал, по обоим сторонам которого расположены Воронихинские колоннады, подобно кулисам, отделяющие пространство перед Большим Петергофским дворцом от зелёного массива Нижнего парка.
14. На переднем плане видны позолоченные скульптуры, входящие в состав Большого каскада.
14. На переднем плане видны позолоченные скульптуры, входящие в состав Большого каскада.

Строить Большой канал начали одновременно с работами по закладке парков и дворцов. Известно, что при Петре I по каналу подходили к Большому каскаду суда и разворачивались в полукруглом ковше. Петровская гавань служила не только для торжественных приёмов судов с гостями, но и для хозяйственных целей: здесь приставали и разгружались большие и малые суда, привозившие в Петергоф различные припасы и строительные материалы.

15. Парк уже работает в зимнем режиме, поэтому все фонтаны выключены, а цветники не радуют своими бутонами.
15. Парк уже работает в зимнем режиме, поэтому все фонтаны выключены, а цветники не радуют своими бутонами.
16. Большой каскад – скульптурная группа, изображающая древнегреческих богов, – главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа.
16. Большой каскад – скульптурная группа, изображающая древнегреческих богов, – главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа.

Большой каскад является блестящим памятником искусства барокко и занимает выдающееся место среди известнейших исторических фонтанных сооружений мира. Он уникален по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов и выразительности всех частей.

17.
17.

Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года. В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов. Большой каскад начал действовать, но работы по добавлению новых скульптур и маскаронов продолжались. Уже после смерти Петра, в 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан «Самсон», а через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К. Растрелли.

18. Современный облик Большого каскада.
18. Современный облик Большого каскада.

В архитектуре каскада явно подчеркнуто стилевое единство с архитектурой Большого дворца: декор, подчиненный его трёхчастному делению, полукружие арок и ниш, бело-жёлтая окраска.

19. Вид на Большой канал со стороны Финского залива.
19. Вид на Большой канал со стороны Финского залива.
20. Дошли до берега Финского залива.
20. Дошли до берега Финского залива.

На месте, где Большой канал переходит в Петродворцовую гавань, а затем и в Финский залив, расположен причал для катеров из Санкт-Петербурга.

21. Рядом с причалом возведён вот такой симпатичный домик музея «Императорские яхты».
21. Рядом с причалом возведён вот такой симпатичный домик музея «Императорские яхты».

Экспозиция рассказывает о малоизвестной истории Петергофа как летней морской резиденцией российских императоров со специально оборудованной гаванью для стоянки императорских яхт, входивших в состав российского военного флота. В музее представлена коллекция предметов морского обихода Российских императоров: навигационные приборы, часы, сервизы.

22.
22.
23. Каменистый и заросший берег залива.
23. Каменистый и заросший берег залива.
24. Недействующий створный знак Петродворцовой гавани.
24. Недействующий створный знак Петродворцовой гавани.

Створ ведёт в Петродворцовую гавань по Северному фарватеру. Информация из справочника "Огни и знаки Балтийского моря" (1994): Белая многогранная башня высотой 12 метров от уровня моря. Передняя грань и фонарное сооружение красные. Огонь белый, изофазный, с периодом 3 секунды. Дальность видимости огня 5 миль (9 км). Светит по направлению створа 2.1° - 182.1°.

Оставшаяся часть поста будет про достопримечательности в восточной относительно дворца части Нижнего парка. По морскому берегу Финского залива прошли в Монплезирскому саду, разбитому во внутреннем дворе одноимённого дворца.

25. На террасе у самого берега стоит памятник морскому богу Посейдону.
25. На террасе у самого берега стоит памятник морскому богу Посейдону.

Это первая русская декоративная садово-парковая скульптура, отлитая в 1716 году по рисунку самого Петра I на московском литейном дворе. Она еще раз подчёркивает, что дворец Монплезир — своеобразный памятник победе, одержанной Россией в борьбе за выход к морю.

26. По периметру Монплезирского сада ровными рядами высажены деревья и кустарники.
26. По периметру Монплезирского сада ровными рядами высажены деревья и кустарники.
27. Монплезирский сад своими яркими узорчатыми партерами создаёт уют и настроение даже осенью.
27. Монплезирский сад своими яркими узорчатыми партерами создаёт уют и настроение даже осенью.

По центру каждого из партеров размещены фонтаны с позолоченными скульптурами, вазонами и макетами овощей.

28. Фонтан «Колокол» со статуей «Фавн с козлёнком».
28. Фонтан «Колокол» со статуей «Фавн с козлёнком».

Монплезирский дворец на заднем фоне почти незаметен: его галереи представляют собой лёгкую своеобразную аркаду, через застеклённые проемы которой льются потоки света.

От Монплезировского сада на юг, вглубь Нижнего парка, ведёт пешеходная аллея. Пройдём по ней и посмотрим на основные достопримечательности вдоль неё.

31. Одна из 4 скульптур древнегреческих богинь в Нижнем парке.
31. Одна из 4 скульптур древнегреческих богинь в Нижнем парке.
32. Один из двух павильонов «Вольер».
32. Один из двух павильонов «Вольер».

Два Вольера — западный и восточный — единственные дошедшие до наших дней утилитарные деревянные постройки петровского времени. Само название павильонов говорит само за себя: volier — птичник (фр.). В летнее время их использовали для содержания певчих птиц, помещенных в золочёные медные клетки. Оба павильона решены одинаково, в виде двенадцатигранных беседок с куполом над центральной частью, железную кровлю завершает восьмигранная башенка, устроенная для естественного освещения, а широкие проёмы окон придают особую лёгкость, свойственную парковым беседкам того времени. Но это объяснялось их чисто практическим назначением: птицам, находившимся внутри Вольеров, требовалось максимальная освещённость.

33. Чуть южнее, на пересечении Монплезирской и Марлинской аллей расположен памятник Петру I работы скульптора М.М. Антокольского.
33. Чуть южнее, на пересечении Монплезирской и Марлинской аллей расположен памятник Петру I работы скульптора М.М. Антокольского.

Это первый из серии памятников Петру работы Антокольского, где император изображён в треуголке и в мундире Преображенского полка с Андреевской лентой, во множестве установленных в разных городах России. Он появился в Нижнем парке в 1884 году.

36. Римский фонтан в южной части Нижнего парка.
36. Римский фонтан в южной части Нижнего парка.

Пара «Римских фонтанов» появились в парке в 1739 году, расположены в южной части Монплезирской аллеи симметрично друг относительно друга. А называются они римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра.

37. К фонтанам примыкают партеры.
37. К фонтанам примыкают партеры.
38. Завершает Монплезирскую аллею каскад Драконов (второе название — «Шахматная гора»).
38. Завершает Монплезирскую аллею каскад Драконов (второе название — «Шахматная гора»).

Каскад драконов именуется так из-за того, что вход в верхний грот каскада охраняли три дракона — основные водомёты фонтана. В середине XVIII века ступени каскада расписали «под шахматную доску» и фонтан стали называть «Шахматной горой».

39. Поднимаемся по усыпанному жёлтыми листьями склону вверх, в сторону выхода из Нижнего парка.
39. Поднимаемся по усыпанному жёлтыми листьями склону вверх, в сторону выхода из Нижнего парка.
40. С вершины холма открывается вид на так называемые Фрейлинские дома.
40. С вершины холма открывается вид на так называемые Фрейлинские дома.

Эти красивые богато декорированные дома были построены в 1853—1858 гг. для летнего пребывания фрейлин (в домах помещалась царская свита). Архитектором Фрейлинских домов был Николай Леонтьевич Бенуа. Архитектура Фрейлинских домов близка к архитектуре барочного Большого дворца Петергофа В настоящее время западный корпус (дом № 8) занимает музей семьи Бенуа, а восточный (дом № 7) — отель «Фрейлинский дом».

41.
41.
42. Напротив музея семьи Бенуа размещена Большая оранжерея и Оранжерейный сад.
42. Напротив музея семьи Бенуа размещена Большая оранжерея и Оранжерейный сад.

В оранжерее выращивались и хранились в зимнее время южные экзотические растения и цветы.

43. Боковой ризалит одного из фрейлинских домов, на котором можно отыскать тимпан с гербом Петергофа.
43. Боковой ризалит одного из фрейлинских домов, на котором можно отыскать тимпан с гербом Петергофа.
44. В заключение приведу пару фото официантского дома.
44. В заключение приведу пару фото официантского дома.

Императорские приёмы в Петергофе были многолюдными, требовали тщательной подготовки. Необходимо было на месте готовить закуски, хранить запасы напитков, сервизов, скатертей. Поэтому и назрела необходимость иметь в Петергофе здание, где все службы, связанные с подготовкой приёмов, были бы сосредоточены в одном месте. Поэтому архитектору Бенуа и было дано задание спроектировать этот дом. Двухэтажное здание построено в 1856-1861 в стиле эклектики. В высоком подвале здания с широкими окнами размещались кладовые и служебные помещения. Однотипные арочные окна первого этажа имеют полуциркульное завершение и богатые наличники с веерными замками. Здесь находилась придворная кухня с сопутствующими ей помещениями. Второй этаж был отведен для ливрейных слуг и официантов. Стена его прорезана прямоугольными окнами с простыми наличниками.

45. Офицерский дом с Правленской улицы.
45. Офицерский дом с Правленской улицы.

После революции в этом здании располагалась гостиница, затем с 1970-х и до развала СССР здесь был дом Советов. В наше время в здании размещена администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Все посты про Санкт-Петербург:

Павловский дворец (Санкт-Петербург).

Зимний Кронштадт (январь 2016).

Исаакиевский собор (январь 2016).

Удивительный мир искусства Эрмитажа (январь 2016).

Центральная часть Санкт-Петербурга в самом начале года (январь 2016).

Центр города (март 2018).

Зимняя Нева у Заячьего острова (март 2018).

Петропавловская крепость (март 2018).

Приморский парк Победы и стадион «Газпром Арена» (март 2018).

Ленинградская область

Большой Гатчинский дворец (январь 2016).