Найти тему
Yummy United

Как выявить и развить таланты ребенка

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта – любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям». Конечно, в этом высказывании великий ученый немного лукавит. Наверняка он прекрасно осознавал свои способности к науке. А как современным родителям понять, какими талантами обладает их ребенок? И поняв, как помочь их максимально развить? Сегодня в статье разбираемся в этих важных вопросах.

Если ваш ребенок не рисует замечательные картины, не поет и не танцует, не демонстрирует прекрасные результаты в спорте – не стоит делать преждевременный вывод, что у него нет талантов. Главное, чтобы он был любознательным, имел широкий круг интересов и хорошо усваивал информацию.

В 1980-х годах американский психолог Говард Гарднер выявил семь типов детских талантов и интеллекта. Давайте с ними познакомимся.

Тип №1: вербально-лингвистический. Дети с таким типом таланта с раннего детства хорошо читают и пишут, у них в большинстве случаев врожденная грамотность. Интересуются литературой и чтением. Легко общаются. Для них подойдут такие сферы, как преподавание, журналистика, писательство, юриспруденция и т.д.

Тип №2: цифровой или логико-математический. Такие школьники интересуются математикой и любыми предметами, где так или иначе задействованы цифры. Для них не составляет труда решать задачи на логику, они хорошо считают, обладают аналитическими способностями. Кроме этого, увлекаются компьютерами и программированием. Здесь — прямая дорога в аналитики, математики, инженеры, IT-специалисты.

Директор Yummy United Вячеслав Н. (8 лет, Железнодорожный), очевидно, обладает этим типом таланта: «Я умею придумывать, изобретать. Еще я экспериментатор. И хорошо разбираюсь в математике. Больше всего мне нравятся математика, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), шахматы и театр. Математика у меня получается лучше всего. На ТРИЗ нас учат придумывать, искать задачи. Шахматы я люблю, потому что это стратегическая игра и бывает, что можно как бы обхитрить другого игрока. А в театральном кружке я бываю «в шкуре» разных людей».

Тип №3: визуально-пространственный. Ему присущи развитое и богатое воображение, образное мышление, яркая фантазия. Такие таланты приводят детей к профессиям художников, дизайнеров, архитекторов.

К этому типу талантов относятся, по-видимому, способности директора YU Насти З. (11 лет, Самара): «Мой главный талант – это рисование! Я обожаю рисовать! Уже сейчас учусь на дизайнера. У меня дома очень много картин, нарисованных мной. Больше всего я люблю рисовать животных. Второй мой талант – это, наверное, танцы. Я люблю танцевать и хожу в танцевальную студию. И еще я бы хотела научиться петь и стать певицей».

Тип №4: физический или кинестетический. Дети с такими способностями обожают физические нагрузки, у них хорошо развиты моторика и жестикуляция, они любят быть главными и управлять людьми, быть в центре внимания и выступать перед публикой. Такие школьники – потенциальные лидеры, бизнесмены, спортсмены.

Тип №5: личностный или экзистенциальный. Такие дети эмоциональны, любят генерировать идеи, обладают хорошей интуицией. Из них получаются хорошие актеры, музыканты и деятели искусства.

Тип №6: межличностный. Это — любители общаться не только со сверстниками, но и с людьми всех возрастов. Умеют привлекать и удерживать внимание. Из них получаются хорошие работники индустрии продаж и торговли, а также политики.

Тип №7: натуралистический или талант окружающей среды. Здесь можно констатировать повышенный интерес к природе, растительному и животным мирам. Потенциальные профессии – садоводы, биологи, ботаники, дрессировщики.

Каких ошибок лучше постараться избежать

Таланты – дело индивидуальное и личностное. Поэтому родителям надо быть очень чуткими и корректными в процессе раскрытия способностей своего ребенка. На этом пути можно совершить ошибки, последствия которых будет тяжело исправить:

  • Стремление воплотить при помощи ребенка свои нереализованные мечты. Например, мама хотела стать актрисой, а стала бухгалтером. И свою дочь пытается отправить по следам своей несбывшейся идеи, в то время как она не имеет к этому ни способностей, ни желания. Но в угоду маме и не желая ее расстраивать, будет пытаться стать актрисой. Так можно сделать ребенка глубоко несчастным на всю жизнь, навязав ему свои мечты.
  • Идея сделать из ребенка успешный бизнес-проект. В этом случае родители тщательно изучают профессии, которые сейчас наиболее востребованы, и пытаются понять, какие дополнительные навыки станут конкурентным преимуществом на пути к лидерству. А потом пытаются воплотить все это в ребенке. Но не всем детям нравится быть лидерами, и профессию они должны выбирать сами. Так что это тоже очень грубая ошибка.
  • Чрезмерная критика в стремлении максимально развить способности ребенка. Критика вообще не самый конструктивный инструмент для развития личности, особенно когда она исходит от родителей. Придираясь и критикуя своего школьника за недостаточные успехи, старания, усилия и т.д. вы можете навсегда отбить у него желание развиваться в выбранном направлении.
  • Выбор самого удобного для родителей таланта школьника тоже может стать большой ошибкой. Например, если критерием выбора дополнительного кружка является то, что он находится недалеко от дома, или если кто-то в семье уже владеет каким-то талантом и сможет помочь в его освоении ребенку, если есть в наличии определенный музыкальный инструмент и т.д. Всегда надо отталкиваться от способностей и потребностей школьника, а не от сопутствующих обстоятельств.

Как поддержать раскрытие талантов школьника

Редко случается, когда в ребенке безусловно заметно какое-то одно дарование. Поэтому если ваш сын или дочь проявят интерес и склонности к разным занятиям – не ограничивайте их в этих стремлениях, а поощряйте и поддерживайте.

Например, директор YU Настя З. в свои 11 лет проявляет способности к самым разнообразным направлениям: «Мои любимые предметы в школе: во-первых, это ИЗО, потому что в будущем я хочу стать дизайнером. Еще мне нравится математика. Она, конечно, не многим нравится, но мне легко дается. Да и какой дизайнер без знания математики? Русский мне тоже нравится. Во-первых, потому что он мне тоже легко дается, во-вторых – это интересно, а в-третьих, мне нравится моя учительница по русскому. Также мне нравится музыка, на ней мы смотрим всякие интересные фильмы. По теме конечно. Еще мне нравится история – кому не интересно, как люди жили раньше? Последний мой любимый урок – технология. В этом полугодии мы вышиваем, а в следующем будем вырезать из дерева. Это очень интересно!».

Когда занятие выбрано, постарайтесь обеспечить ребенка всем необходимым для его освоения, а также найти лучшего учителя в этом направлении. Если поначалу что-то будет не получаться – не дайте вашему школьнику разочароваться в себе, поддержите и помогите советом. Ни в коем случае не сравнивайте достижения в выбранном деле с другими сверстниками, лучше постарайтесь привить ребенку мысль, что он уникален – как и его способности. В будущем ему еще предстоит услышать немало критики, а вам надо быть тем, кто безусловно поддерживает своих детей.

И, конечно, надо развивать в школьнике самостоятельность, способность принимать решения, делать выбор – и нести за них ответственность. Чем бы он ни занимался, в будущем ему это обязательно пригодится.

Директор YU Вячеслав Н. видит в будущем применение своих талантов так: «Я бы хотел научиться придумывать идеи продуктов, которые потом можно производить и продавать. Еще хочу проводить полноценные опыты и исследования. Хочу придумывать то, чего никогда не было, может быть, — сделать открытие. В общем, хочу стать волшебником!».

Напоследок хотелось бы сказать следующее: чем бы ни занимался ваш ребенок – главное, чтобы он был счастлив, чувствовал радость от занятия интересным делом и вдохновение. А успех, признание и монетизация приложатся.

Узнайте больше о компании, управляемой детьми на yummy-united.ru