Многие преподаватели твердят: "не делайте наброски с фотографий", "нельзя учиться рисовать фигуру с фотографий" и т.д. Долгое время это воспринималось мной, как установка, которая не подлежит обсуждению. Недавно ко мне пришло теоретическое осмысление этого вопроса. Возможно, для кого-то это будет очевидным, но ко мне осознание приходило очень долго.
"Все уже украдено до нас"
При работе с натуры основная работа художника состоит в "художественном отборе". При этом не имеет значения, в каком стиле и технике выполняется работа - мы все равно делаем что-то на основе натуры. Количество пользы, которое мы можем извлечь для себя из модели, зависит от времени и нашего опыта. Сюда относится образ, ракурс, цвет, свет, представим, что все в совокупности - это 100%.
В случае с фотографией первый "художественный отбор" за нас уже сделал фотограф. Количество информации зависит уже от его опыта, задумки и технической оснащенности. И это уже условно 50% того, что было изначально в натуре.
Теперь в дело вступаем мы, нам нужно отбирать из этих 50%. Количество тоже зависит от нашего опыта. Все усугубляется, если мы начинающий художник - пострадают все этапы, которые важны для нашего роста.
Нельзя выбрать ракурс
На набросках все советуют стараться "ходить" и делать зарисовки с разных ракурсов. Для меня долгое время это оставалось загадкой, зачем это нужно и без твердого осознания я ленился и сидел на одном месте. На самом деле сам процесс выбора ракурса - это уже по сути рисование и обучение.
Мы ходим и ищем выразительное движение, знаковое пятно или красивый цвет. Фотограф лишает нас этого творческого поиска, он сам решил за нас задачу. Фактически он съел с курицы всю хрустящую корочку, так как он раньше пришел к столу.
Нельзя выбрать формат
Другая художественная задача - "усадить" натуру в формат. Она связана с пропорциями и развитием глазомера. Рисуя с фотки, глаз тоже тренируется, но задача по расположению объектов в листе уже будет решена за вас.
Цвета нет
От чего точно достанутся одни "огрызки" - это цвет. Фотоаппарат "покажет" вам только те соотношения оттенков, которые захочет фотограф, остальное останется за кадром. Фактически вы лишаетесь живописного поиска сложных отношений. Если у вас достаточно большой опыт, то вы сможете компенсировать их из головы, но они все равно будут тусклым подобием того, что можно было "взять" с натуры.
Когда имеет смысл делать наброски с фоток?
Правда нужно оговориться, что в некоторых случаях наброски с фотографий все-таки приходится делать. Я их тоже иногда делаю и вот несколько случаев.
- Когда не хватает натуры. Не все имеют возможность каждый день ездить в студию, это может быть накладно с финансовой точки зрения. В этом случае фотографии помогают. Мы, конечно, теряем какую-то информацию, но это лучше, чем ничего. Если мы сочетаем рисование с натуры и работу по фоткам, то это тоже имеет смысл
- Самоизоляция. Последнее время складывается известная ситуация, когда наброски в принципе закрыты. В этом случае рисование по фотографиям - единственный выход, чтобы как-то сохранять навык.