Вашему ребёнку труднее, чем другим даётся обучение чтению и письму? Он сидит часами, чтобы прочесть пару слов, а ваши усилия оборачиваются большим стрессом для обоих? Скорее всего, у него дислексия.
В этой статье расскажем, как ребёнку с дислексией помочь научиться читать и писать наравне с другими.
Устраивайтесь удобнее и начнем.
Дислексия – болезнь или норма?
Для начала разберёмся, как работает мозг дислектика. Наш мозг состоит из левого и правого полушария. Левое отвечает за логику, язык, речь, чтение, числа, последовательность, рациональность. А правое – за воображение, интуицию, чувства, образы и пространственное мышление.
У дислектиков более активно правое полушарие и лобная доля. И при чтении им сложнее сфокусироваться на буквах, связать их в слоги и слова и понять смысл прочитанного.
Для таких детей буквы в словах выглядят как крючки, и запоминаются в виде картинок. То есть чтобы дислектику выучить слово и привязать к нему значение, нужно запомнить картинку из крючков в мельчайших деталях. А далее он уже угадывает, что там может быть написано. В результате чтение превращается в муки и отнимает много сил и времени.
Можно ли считать дислексию нормой? С одной стороны – нет. Так как она препятствует нормальному развитию. Но с другой стороны – дислектики абсолютно нормальные дети, которые вне процесса обучения ничем не отличаются от своих сверстников. Просто их мозг работает по-другому.
Именно среди дислектиков больше всего гениев и выдающихся людей. В доказательство тому такие имена, как Мэрилин Монро, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсон, Владимир Маяковский, Квентин Тарантино и другие.
Симптомы и причины расстройства чтения и письма у детей
У маленького ребёнка выявить дислексию трудно. Нарушения проявляются во время подготовки к школе или в первом классе.
Основные симптомы, указывающие на дислексию:
- ребёнок не может различать буквы, которые уже выучил;
- при чтении меняет буквы в словах местами;
- перескакивает со строчки на строчку;
- больше угадывает, чем читает;
- пишет зеркально;
- не понимает, где лево и право;
- не усваивает правила и допускает много ошибок в словах;
- допускает ошибки даже при списывании;
- витает в облаках на уроках и не понимает, о чём говорит учитель.
Проявление одного или двух признаков не говорит о том, что обязательно проявятся и другие. Всё индивидуально, но расслабляться не стоит.
Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения
Дислексия дислексии рознь. Поэтому мы отдельно пройдёмся по каждой форме и дадим конкретные рекомендации.
1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Возникает из-за нарушения формирования пространственно-зрительного представления о формах, величине и цвете предметов. Ребёнок с оптической дислексией не может нарисовать букву по образцу или по памяти, не узнает её и не может дорисовать недостающие элементы. К таким детям при обучении нужен особый подход.
Корректирующие упражнения
- Узнай букву
Здесь работаем над пространственно-зрительным восприятием и воображением.
Посадите ребёнка к себе спиной и пальцем нарисуйте букву ему на спине. Повторяйте, пока не услышите правильный ответ.
Это упражнение хорошо развивает воображение через ощущения. Когда вы рисуете буквы на спине ребёнка, в мозгу возникают образы, которые он привязывает к определенной букве, быстрее запоминая её.
- Буквы-трансформеры
Возьмите спички и выложите из них 3–4 буквы. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и попробовать запомнить формы и расположение спичек в буквах. Затем попросите его зажмуриться и уберите из одной буквы спичку.
Задача ребёнка найти испорченную букву и достроить недостающий элемент.
Упражнение тренирует память и улучшает узнаваемость букв.
2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Ребёнок с фонематической дислексиеей читает слова по буквам, путает звуки, переставляет буквы и слоги в словах. Это именно тот случай, когда чтение становится для ребёнка пыткой.
Корректирующие упражнения
- Зачеркни буквы
Упражнение подходит для детей, которые уже знают алфавит.
Возьмите старый журнал или книгу. Просите ребенка за 5–10 минут зачеркнуть в одном абзаце все буквы «Т». А в следующий раз – все буквы «Т» на всей странице. Потом постепенно просите зачеркнуть уже не одну, а две буквы в абзаце и так по мере увеличения скорости ребёнка добавляете больше букв.
Такое упражнение поможет лучше концентрироваться на буквах и допускать меньше ошибок при чтении.
- Посчитай звуки
Тут все просто. Читайте ребёнку слово и попросите посчитать в каждом слове звуки.
Такое упражнение позволит ему научиться определять звуки на слух и не путать их в словах.
3. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Говоря простым языком – это смысловая дислексия, которая проявляется в сложности усвоения всех букв и неумении различать их. У ребёнка нарушена речевая память, и он не может связывать звук и зрительный образ буквы.
Для коррекции этого вида дислексии нужны упражнения, развивающие межполушарную симметрию, слухоречевую и зрительную память.
Корректирующие упражнения
- Найди лишний слог
Возьмите карточки или кубики со слогами, содержащими одинаковую букву, например «И». Так, чтобы перед ребёнком было несколько слогов: «ПИ», «МИ», «ЗИ», «ВИ». А одна из карточек должна быть с другой гласной, например, «БА».
Затем попросите его найти лишний слог и пояснить, почему он лишний.
- Добавь нужный слог
Итак, перед вами всё те же карточки со слогами. Теперь придумайте слово, которое заканчивается на один из этих слогов. Например, «борь-БА» и прочитайте его, не называя последнего слога. Ребёнок должен найти среди карточек нужный слог и добавить его к слову.
Благодаря этим упражнениям происходит тренировка зрительной и слухоречевой памяти.
4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
У ребёнка с аграмматической дислексией явно выражено нарушение речи. Это проявляется в неправильном назывании числа, рода и падежей: «он пошла», «был у бабушка», «они говорит» и т. п.
Корректирующие упражнения
- Назови пропущенное слово
Читайте ребёнку уже знакомые сказки или стихи и намеренно пропускаете слова.
Например:
Добрый доктор….
Он под …. сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и ……
Ребёнок должен постараться назвать правильно пропущенные слова. Упражнение работает на автоматическое запоминание падежей, склонений, числа.
5. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Или простыми словами – смотрю в книгу, а вижу фигу. Это та форма дислексии, при которой ребёнок абсолютно нормально читает, но не понимает смысла прочитанного – механическое чтение не переходит в осознанное.
Корректирующие упражнения
- Объясни смысл
Возьмите любую детскую книгу и попросите ребёнка вдумчиво прочесть любое предложение. Затем спросите, что он понял. Если ничего, то читаете ещё раз сами и снова спрашиваете, одновременно поясняя непонятные моменты.
Для разбора лучше брать сложные предложения, чтобы ребёнок мог представить более детальную картинку.
- Чтение текстов-анаграмм
Тексты-анаграммы – это тексты, где в словах написаны правильно только первые и последние буквы, а остальные перемешаны. Например: «Еахл Герка чреез ркеу. Вдиит Герка в ркеу рак».
По результатам исследований ученых одного английского университета, мы читаем не по буквам, а слово целиком. Главное, чтобы первая и последняя буквы в словах были на своих местах.
Такие тексты можно поискать в интернете и распечатать для занятий.
Как показала практика, такие простые упражнения способны за 2–3 недели помочь ребёнку перейти от механического к осознанному чтению.
Общие советы для родителей детей с дислексией
Главное, наберитесь терпения и относитесь к ребёнку с пониманием. Не ругайте, не упрекайте и не давите. Он должен чувствовать, что вы на его стороне.
Примите ситуацию как факт и начните действовать. Кроме самостоятельных занятий дома, обязательно сводите ребёнка к психологу, психотерапевту и логопеду. Врачи проведут специальные тесты, и определять форму и степень тяжести дислексии.
А если у вас нет такой возможности или вам некогда заниматься с ребёнком самостоятельно, попробуйте уроки чтения в нашей онлайн-школе. 90% успеха в борьбе с дислексией и в обучении зависит от преподавателей.
Специальная методика, увлекательный формат занятий и опытные терпеливые педагоги помогут вашему ребёнку научиться читать правильно, быстро и осознанно. Он полюбит чтение всей душой, и не будет отставать от своих сверстников.
Почему наша методика эффективна? Потому что за время работы с детьми из разных стран мы научились смотреть на мир их глазами и думать, как они.
Хотите посмотреть, как всё происходит? Запишитесь к нам на бесплатный пробный урок!
Терпения вам и успехов!
Понравилась статья?
Нажимайте палец вверх и подписывайтесь на канал, и вы узнаете, как находить ключики к ребёнку, чтобы он рос самостоятельным, ответственным, любознательным и учился с удовольствием.
Полная версия статьи здесь