Найти тему
Kidskey

Что такое дислексия и как она связана с чтением?

Оглавление
Дислексия - болезнь или норма?
Дислексия - болезнь или норма?

Вашему ребёнку труднее, чем другим даётся обучение чтению и письму? Он сидит часами, чтобы прочесть пару слов, а ваши усилия оборачиваются большим стрессом для обоих? Скорее всего, у него дислексия.

В этой статье расскажем, как ребёнку с дислексией помочь научиться читать и писать наравне с другими.

Устраивайтесь удобнее и начнем.

Дислексия – болезнь или норма?

как работает наш мозг
как работает наш мозг

Для начала разберёмся, как работает мозг дислектика. Наш мозг состоит из левого и правого полушария. Левое отвечает за логику, язык, речь, чтение, числа, последовательность, рациональность. А правое – за воображение, интуицию, чувства, образы и пространственное мышление.

У дислектиков более активно правое полушарие и лобная доля. И при чтении им сложнее сфокусироваться на буквах, связать их в слоги и слова и понять смысл прочитанного.

Для таких детей буквы в словах выглядят как крючки, и запоминаются в виде картинок. То есть чтобы дислектику выучить слово и привязать к нему значение, нужно запомнить картинку из крючков в мельчайших деталях. А далее он уже угадывает, что там может быть написано. В результате чтение превращается в муки и отнимает много сил и времени.

Можно ли считать дислексию нормой? С одной стороны – нет. Так как она препятствует нормальному развитию. Но с другой стороны – дислектики абсолютно нормальные дети, которые вне процесса обучения ничем не отличаются от своих сверстников. Просто их мозг работает по-другому.

Именно среди дислектиков больше всего гениев и выдающихся людей. В доказательство тому такие имена, как Мэрилин Монро, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсон, Владимир Маяковский, Квентин Тарантино и другие.

Симптомы и причины расстройства чтения и письма у детей

симптомы дислексии
симптомы дислексии

У маленького ребёнка выявить дислексию трудно. Нарушения проявляются во время подготовки к школе или в первом классе.

Основные симптомы, указывающие на дислексию:

  • ребёнок не может различать буквы, которые уже выучил;
  • при чтении меняет буквы в словах местами;
  • перескакивает со строчки на строчку;
  • больше угадывает, чем читает;
  • пишет зеркально;
  • не понимает, где лево и право;
  • не усваивает правила и допускает много ошибок в словах;
  • допускает ошибки даже при списывании;
  • витает в облаках на уроках и не понимает, о чём говорит учитель.

Проявление одного или двух признаков не говорит о том, что обязательно проявятся и другие. Всё индивидуально, но расслабляться не стоит.

Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения

виды дислексии
виды дислексии

Дислексия дислексии рознь. Поэтому мы отдельно пройдёмся по каждой форме и дадим конкретные рекомендации.

1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

Возникает из-за нарушения формирования пространственно-зрительного представления о формах, величине и цвете предметов. Ребёнок с оптической дислексией не может нарисовать букву по образцу или по памяти, не узнает её и не может дорисовать недостающие элементы. К таким детям при обучении нужен особый подход.

Корректирующие упражнения

  • Узнай букву

Здесь работаем над пространственно-зрительным восприятием и воображением.

Посадите ребёнка к себе спиной и пальцем нарисуйте букву ему на спине. Повторяйте, пока не услышите правильный ответ.

Это упражнение хорошо развивает воображение через ощущения. Когда вы рисуете буквы на спине ребёнка, в мозгу возникают образы, которые он привязывает к определенной букве, быстрее запоминая её.

  • Буквы-трансформеры

Возьмите спички и выложите из них 3–4 буквы. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и попробовать запомнить формы и расположение спичек в буквах. Затем попросите его зажмуриться и уберите из одной буквы спичку.

упражнение для коррекции дислексии
упражнение для коррекции дислексии

Задача ребёнка найти испорченную букву и достроить недостающий элемент.

Упражнение тренирует память и улучшает узнаваемость букв.

2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

Ребёнок с фонематической дислексиеей читает слова по буквам, путает звуки, переставляет буквы и слоги в словах. Это именно тот случай, когда чтение становится для ребёнка пыткой.

Корректирующие упражнения

  • Зачеркни буквы

Упражнение подходит для детей, которые уже знают алфавит.

Возьмите старый журнал или книгу. Просите ребенка за 5–10 минут зачеркнуть в одном абзаце все буквы «Т». А в следующий раз – все буквы «Т» на всей странице. Потом постепенно просите зачеркнуть уже не одну, а две буквы в абзаце и так по мере увеличения скорости ребёнка добавляете больше букв.

Такое упражнение поможет лучше концентрироваться на буквах и допускать меньше ошибок при чтении.

  • Посчитай звуки

Тут все просто. Читайте ребёнку слово и попросите посчитать в каждом слове звуки.

Такое упражнение позволит ему научиться определять звуки на слух и не путать их в словах.

3. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

Говоря простым языком – это смысловая дислексия, которая проявляется в сложности усвоения всех букв и неумении различать их. У ребёнка нарушена речевая память, и он не может связывать звук и зрительный образ буквы.

Для коррекции этого вида дислексии нужны упражнения, развивающие межполушарную симметрию, слухоречевую и зрительную память.

Корректирующие упражнения

  • Найди лишний слог

Возьмите карточки или кубики со слогами, содержащими одинаковую букву, например «И». Так, чтобы перед ребёнком было несколько слогов: «ПИ», «МИ», «ЗИ», «ВИ». А одна из карточек должна быть с другой гласной, например, «БА».

корректирующие упражнения при дислексии
корректирующие упражнения при дислексии

Затем попросите его найти лишний слог и пояснить, почему он лишний.

  • Добавь нужный слог

Итак, перед вами всё те же карточки со слогами. Теперь придумайте слово, которое заканчивается на один из этих слогов. Например, «борь-БА» и прочитайте его, не называя последнего слога. Ребёнок должен найти среди карточек нужный слог и добавить его к слову.

Благодаря этим упражнениям происходит тренировка зрительной и слухоречевой памяти.

4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

У ребёнка с аграмматической дислексией явно выражено нарушение речи. Это проявляется в неправильном назывании числа, рода и падежей: «он пошла», «был у бабушка», «они говорит» и т. п.

Корректирующие упражнения

  • Назови пропущенное слово

Читайте ребёнку уже знакомые сказки или стихи и намеренно пропускаете слова.

Например:

Добрый доктор….

Он под …. сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и ……

Ребёнок должен постараться назвать правильно пропущенные слова. Упражнение работает на автоматическое запоминание падежей, склонений, числа.

5. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

Или простыми словами – смотрю в книгу, а вижу фигу. Это та форма дислексии, при которой ребёнок абсолютно нормально читает, но не понимает смысла прочитанного – механическое чтение не переходит в осознанное.

Корректирующие упражнения

  • Объясни смысл

Возьмите любую детскую книгу и попросите ребёнка вдумчиво прочесть любое предложение. Затем спросите, что он понял. Если ничего, то читаете ещё раз сами и снова спрашиваете, одновременно поясняя непонятные моменты.

Для разбора лучше брать сложные предложения, чтобы ребёнок мог представить более детальную картинку.

  • Чтение текстов-анаграмм

Тексты-анаграммы – это тексты, где в словах написаны правильно только первые и последние буквы, а остальные перемешаны. Например: «Еахл Герка чреез ркеу. Вдиит Герка в ркеу рак».

По результатам исследований ученых одного английского университета, мы читаем не по буквам, а слово целиком. Главное, чтобы первая и последняя буквы в словах были на своих местах.

тексты-анаграммы при дислексии
тексты-анаграммы при дислексии

Такие тексты можно поискать в интернете и распечатать для занятий.

Как показала практика, такие простые упражнения способны за 2–3 недели помочь ребёнку перейти от механического к осознанному чтению.

Общие советы для родителей детей с дислексией

Главное, наберитесь терпения и относитесь к ребёнку с пониманием. Не ругайте, не упрекайте и не давите. Он должен чувствовать, что вы на его стороне.

Примите ситуацию как факт и начните действовать. Кроме самостоятельных занятий дома, обязательно сводите ребёнка к психологу, психотерапевту и логопеду. Врачи проведут специальные тесты, и определять форму и степень тяжести дислексии.

А если у вас нет такой возможности или вам некогда заниматься с ребёнком самостоятельно, попробуйте уроки чтения в нашей онлайн-школе. 90% успеха в борьбе с дислексией и в обучении зависит от преподавателей.

Специальная методика, увлекательный формат занятий и опытные терпеливые педагоги помогут вашему ребёнку научиться читать правильно, быстро и осознанно. Он полюбит чтение всей душой, и не будет отставать от своих сверстников.

Почему наша методика эффективна? Потому что за время работы с детьми из разных стран мы научились смотреть на мир их глазами и думать, как они.

Хотите посмотреть, как всё происходит? Запишитесь к нам на бесплатный пробный урок!

Терпения вам и успехов!

Понравилась статья?

Нажимайте палец вверх и подписывайтесь на канал, и вы узнаете, как находить ключики к ребёнку, чтобы он рос самостоятельным, ответственным, любознательным и учился с удовольствием.

Полная версия статьи здесь