897 подписчиков

1 % людей получает почти четверть дохода страны

источник: ДЖОЗЕФ Э. СТИГЛИТЦ

Американцы наблюдают за протестами против репрессивных режимов, которые концентрируют огромные богатства в руках небольшой элиты. Тем не менее, в собственной демократии США 1 % людей получает почти четверть дохода страны - неравенство, о котором даже богатые пожалеют.

неравенство
неравенство

Перед Вами выдержки из статьи американского экономиста ДЖОЗЕФ Э. СТИГЛИТЦА про американскую элиту и их проблемы, возникшие в 21 веке от их жадности.

Читая статью, подставьте вместо слова "Америка" - слово "Россия" и попробуйте найти разницу.

"Нет смысла делать вид, будто то, что очевидно произошло, на самом деле не произошло. Сегодня верхний 1 % американцев (от себя - далее я буду называть их "накипь" - уж больно часто автор ссылается на них, а это не очень удобное выражение) ежегодно получает почти четверть дохода страны.

Что касается богатства, а не доходов, накипь контролирует 40%, и их участь в жизни значительно улучшилась. Двадцать пять лет назад соответствующие цифры составляли 12 % и 33 %.

Один из ответов мог бы заключаться в том, чтобы отметить изобретательность и драйв, которые принесли удачу этим людям, и заявить, что прилив поднимает все лодки. Такой ответ был бы ошибочным.

В то время как у накипи за последнее десятилетие доходы выросли на 18%, у тех, кто находится в среднем сегменте, доходы фактически упали. Для мужчин, имеющих только среднее образование, спад был резким - 12% только за последнюю четверть века. Весь рост в последние десятилетия - и даже больше - достался тем, кто наверху.

Экономисты давно пытались оправдать огромное неравенство, которое казалось столь тревожным в середине XIX века - неравенство, которое является лишь бледной тенью того, что наблюдается в сегодняшней Америке.

Обоснование, которое они придумали, было названо «теорией предельной производительности». Короче говоря, эта теория связала более высокие доходы с более высокой производительностью и большим вкладом в жизнь общества.

Это теория, которую всегда лелеяли богатые. Однако доказательств его достоверности остается мало. Руководители корпораций, которые помогли вызвать рецессию последних лет - чей вклад в американское общество и их собственные компании был крайне отрицательным - продолжали получать большие премии. В некоторых случаях, Компании настолько стеснялись называть такие вознаграждения «бонусами за результативность», что они чувствовали себя вынужденными изменить название на «бонусы за удержание» (даже если единственное, что осталось, - это плохая работа). Те, кто внес великие позитивные инновации в наше общество, от пионеров генетического понимания до пионеров информационной эпохи, получили гроши по сравнению с теми, кто несет ответственность за финансовые инновации, которые поставили нашу глобальную экономику на грань разорения.

Некоторые люди смотрят на неравенство доходов и пожимают плечами. Они утверждают, что важно не то, как делится пирог, а размер пирога. Этот аргумент в корне неверен.

Экономика, в которой состояние большинства граждан ухудшается из года в год, вряд ли преуспеет в долгосрочной перспективе. На это есть несколько причин.

Во-первых, растущее неравенство - это оборотная сторона чего-то еще: сокращения возможностей. Всякий раз, когда уменьшается равенство возможностей, это означает, что не используются некоторые из самых ценных активов - люди - наиболее продуктивным способом.

Во-вторых, многие искажения, которые приводят к неравенству, например, связанные с монопольной властью и льготным налоговым режимом для "особых" интересов, подрывают эффективность экономики. Это новое неравенство порождает новые искажения, еще больше подрывая эффективность. Например: слишком многие из самых талантливых молодых людей, видя астрономические награды, ушли в финансы, а не в области, которые привели бы к более продуктивной и здоровой экономике.

В-третьих, и это, возможно, самое важное, современная экономика требует «коллективных действий» - государства должны инвестировать в инфраструктуру, образование и технологии. Мир получил большую пользу от спонсируемых правительствами исследований, которые привели к появлению Интернета, успехам в области общественного здравоохранения и так далее.

Но Америка уже давно страдает от недостаточного инвестирования в инфраструктуру (посмотрите на состояние наших автомагистралей и мостов, наших железных дорог и аэропортов), в фундаментальные исследования и образование на всех уровнях. Впереди - дальнейшие сокращения в этих областях.

Ничто из этого не должно вызывать удивления - это просто то, что происходит, когда распределение богатства в обществе становится неравномерным.
Чем более разделенным становится общество с точки зрения богатства, тем более неохотно богатые тратят деньги на общие нужды.

Богатым не нужно полагаться на правительство в вопросах парков, образования, медицинского обслуживания или личной безопасности - они могут купить все это для себя. В процессе они отдаляются от обычных людей, теряя сочувствие, которое у них когда-то было.

Их также беспокоит сильное правительство - такое, которое могло бы использовать свои полномочия, чтобы регулировать баланс, забирать часть их богатства и инвестировать его для общего блага.

Экономисты не знают, как полностью объяснить растущее неравенство в Америке. Обычная динамика спроса и предложения, безусловно, сыграла свою роль: трудосберегающие технологии снизили спрос на многие «хорошие» рабочие места для рабочих из среднего класса. Глобализация создала всемирный рынок, противопоставив дорогих неквалифицированных рабочих дешевым неквалифицированным рабочим за рубежом.

Но одна большая причина того, что у нас такое сильное неравенство, заключается в том, что этого хочет накипь.

Самый очевидный пример - налоговая политика. Снижение ставок налога на прирост капитала, благодаря которому богатые получают значительную часть своего дохода.

Монополии и почти монополии всегда были источником экономической власти - от Джона Д. Рокфеллера в начале прошлого века до Билла Гейтса в конце.

Слабое исполнение антимонопольных законов, особенно при республиканской администрации, стало находкой для накипи. Сегодняшнее неравенство во многом обусловлено манипулированием финансовой системой, которое стало возможным благодаря изменениям в правилах, которые были куплены и оплачены самой финансовой индустрией - одно из лучших ее вложений за всю историю. Правительство ссужало деньги финансовым учреждениям под почти 0 % и предоставляло щедрую помощь на выгодных условиях, когда все остальное терпело неудачу. Регулирующие органы закрывали глаза на отсутствие прозрачности и конфликты интересов.

Когда вы смотрите на чистый объем богатства, контролируемого накипью в Америке, возникает соблазн увидеть растущее неравенство как типичное американское достижение - но теперь этот "экспортный" товар распространился на весь мир. И похоже, что Америка будет развивать это "достижение" еще долгие годы, потому что то, что сделало это возможным, является самоусиливающимся.

Богатство рождает власть, которая рождает больше богатства.

Верховный суд в своем недавнем решении Citizens United закреплено право корпораций покупать правительство, сняв ограничения на расходы на избирательную кампанию. Личное и политическое сегодня идеально согласованы. Практически все сенаторы США и большинство представителей в Палате представителей входят в накипь, когда они прибывают, удерживаются у власти за счет денег из накипи и знают, что, если они будут хорошо служить себе, они будут получать огромные вознаграждения.

По большому счету, ключевые лица, определяющие торгово-экономическую политику исполнительной власти, также входят в накипь.

Когда фармацевтические компании получают подарок в триллион долларов - в соответствии с законодательством, запрещающим правительству, крупнейшему покупателю лекарств, торговаться по поводу цены, - это не должно вызывать удивления. Не должно отвлекать внимание от того, что законопроект о налогах не может быть принят Конгрессом, если не будут приняты большие налоговые льготы для богатых.

Учитывая власть 1 % самых богатых, вы ожидайте, что система заработает?

Неравенство Америки искажает общество всеми мыслимыми способами. С одной стороны, существует хорошо задокументированный эффект образа жизни - люди, не входящие в верхний 1 %, все чаще живут не по средствам.

Неравенство сильно искажает нашу внешнюю политику. Накипь редко служит в армии. Кроме того, самый богатый класс не чувствует себя ущемленным более высокими налогами, когда нация идет на войну: за все это заплатят заемные деньги бедных.

Правила экономической глобализации также направлены на благо богатых: они поощряют конкуренцию между странами за бизнес, который снижает налоги с корпораций, ослабляет защиту здоровья и окружающей среды и подрывает то, что раньше считалось «основными» трудовыми правами, включая право на ведение коллективных переговоров.

Представьте, как мог бы выглядеть мир, если бы правила были разработаны для поощрения конкуренции между странами за рабочих. Правительства будут конкурировать в обеспечении экономической безопасности, низких налогов для обычных наемных работников, хорошего образования и чистой окружающей среды - то, что волнует рабочих. Но верхнему 1 % это не нужно.

Или, точнее, они думают, что нет.

Из всех издержек, налагаемых на наше общество одним процентом самых богатых людей, возможно, самая большая это: подрыв нашего чувства идентичности, в котором так важны честная игра, равенство возможностей и чувство общности.

Америка давно гордится тем, что является справедливым обществом, в котором у всех есть равные шансы на успех, но статистика говорит об обратном: шансы бедного гражданина или даже гражданина среднего класса попасть на вершину в Америке очень высоки - меньше, чем во многих странах Европы. Карты складываются против них.

Именно это ощущение несправедливой системы без возможностей привело к пожарам на Ближнем Востоке: рост цен на продукты питания и растущая и стойкая безработица среди молодежи просто послужили разжигателем.

Уровень безработицы среди молодежи в Америке составляет около 20 % (а в некоторых регионах и среди некоторых социально-демографических групп - вдвое больше); при этом каждый шестой американец, желающий работать полный рабочий день, не может ее получить; каждый седьмой американец получает талоны на питание (и примерно столько же страдает от «отсутствия продовольственной безопасности») - учитывая все это, есть достаточно свидетельств того, что что-то заблокировало пресловутую «утечку» от 1 % самых богатых людей ко всем остальным.

В последнее время мы наблюдали, как люди миллионами выходят на улицы в знак протеста против политических, экономических и социальных условий в угнетающих обществах, в которых они живут. В Египте и Тунисе свергнуты правительства. Протесты вспыхнули в Ливии, Йемене и Бахрейне.

Правящие семьи в других частях региона нервно смотрят из своих кондиционированных пентхаусов - будут ли они следующими? Они вправе беспокоиться. Это общества, в которых ничтожная часть населения - менее 1 % - контролирует львиную долю богатства; где богатство является основным фактором, определяющим власть; где укоренившаяся коррупция того или иного рода - это образ жизни; и где самые богатые часто активно стоят на пути политики, которая улучшит жизнь людей в целом.

Наблюдая за народным пылом на улицах, мы задаем себе один вопрос: когда он придет в Америку? Во многом наша собственная страна стала похожа на одно из этих далеких, неспокойных мест.

У каждого есть личный интерес в узком смысле: "я хочу того, что хорошо для меня прямо сейчас!" Собственный интерес, "понятый должным образом", отличается. Это означает осознание того, что уделение внимания личным интересам всех остальных - другими словами, общему благополучию - на самом деле является предпосылкой для собственного благополучия. Это было признаком американского прагматизма. Хитрые старые американцы понимали основной факт: забота о другом парне полезна не только для души, но и для бизнеса.

У накипи самые лучшие дома, лучшее образование, лучшие врачи и лучший образ жизни, но есть одна вещь, которую, похоже, нельзя купить за деньги: неизбежно должно прийти понимание того, что их судьба связана с тем, как живут остальные 99%.

Это то, чему в конечном итоге должна научится "верхушка" общества.

Всем спасибо за уделенное время.

Поддержите молодой канал, ставьте лайки, подписывайтесь!

Смотрите другие статьи на канале: 7 древнеримских законов, которые могут шокировать

или узнайте, что: Неравенство - это выбор