897 подписчиков

Неравенство - это выбор

источник: ДЖОЗЕФ Э. СТИГЛИЦ

К настоящему времени хорошо известно, что неравенство доходов и богатства в большинстве богатых стран, особенно в Соединенных Штатах, резко возросло за последние десятилетия и, к сожалению, еще больше ухудшилось после Великой рецессии. Но как насчет остального мира?

Неравенство - это выбор
Неравенство - это выбор

Сокращается ли разрыв между странами, поскольку растущие экономические державы, такие как Китай и Индия, вывели сотни миллионов людей из нищеты? А в странах с низким и средним уровнем доходов неравенство усиливается или улучшается? Идем ли мы к более справедливому миру или к более несправедливому?

Это сложные вопросы, и новое исследование, проведенное экономистом Всемирного банка Бранко Милановичем вместе с другими учеными, указывает путь к некоторым ответам.

Начиная с падения коммунизма в конце 1980-х годов экономическая глобализация ускорилась, и разрыв между странами начал сокращаться.

Хотя разрыв между некоторыми регионами заметно сократился, а именно, между Азией и развитыми странами Запада, огромные разрывы остаются.

Средние мировые доходы по странам за последние несколько десятилетий сблизились. особенно благодаря росту Китая и Индии. Но общее равенство человечества, рассматриваемого в отдельности, улучшилось очень мало.

Начиная с 18 века промышленная революция принесла огромное богатство Европе и Северной Америке. Конечно, неравенство в этих странах было ужасающим - но разрыв между богатые и остальные, как глобальное явление, расширились еще больше, вплоть до Второй мировой войны. По сей день неравенство между странами намного больше, чем неравенство внутри стран.

Таким образом, хотя страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки в целом могут догонять Запад, бедняки повсюду остаются позади, даже в таких местах, как Китай, где они в некоторой степени выиграли от повышения уровня жизни.

С 1988 по 2008 год, доходы людей, входящих в 1% самых богатых людей мира, увеличились на 60%, в то время как у тех, кто входит в 5% беднейших слоев населения, их доходы не изменились. И хотя за последние десятилетия медианные доходы значительно улучшились, по-прежнему существует огромный дисбаланс: 8% человечества забирает домой 50% мирового дохода; один только верхний процент приносит домой 15%.

Наибольший прирост доходов наблюдается среди мировой элиты - руководителей финансовых и корпоративных секторов в богатых странах, а также среди крупных «формирующихся средних классов» Китая, Индии, Индонезии и Бразилии. Кто проиграл? Обнаружилось, что африканцы, некоторые латиноамериканцы и люди в посткоммунистической Восточной Европе и бывшем Советском Союзе.

Соединенные Штаты являются особенно мрачным примером для мира. И поскольку во многих отношениях Америка часто «ведет мир», если другие последуют примеру Америки, это не предвещает ничего хорошего на будущее.

С одной стороны, рост неравенства в доходах и богатстве в Америке является частью тенденции, наблюдаемой во всем западном мире. Исследование, проведенное в 2011 году Организацией экономического сотрудничества и развития, показало, что неравенство доходов впервые начало расти в конце 70-х - начале 80-х годов в Америке и Великобритании (а также в Израиле). Эта тенденция получила более широкое распространение с конца 80-х годов. За последнее десятилетие неравенство доходов выросло даже в традиционно эгалитарных странах, таких как Германия, Швеция и Дания. За некоторыми исключениями - Франция, Япония, Испания - 10 % самых богатых в большинстве стран с развитой экономикой устремились вперед, в то время как самые бедные 10 % отставали еще больше.

Но эта тенденция не была универсальной или неизбежной. За эти же годы таким странам, как Чили, Мексика, Греция, Турция и Венгрия, удалось значительно сократить (в некоторых случаях очень высокое) неравенство доходов, что свидетельствует о том, что неравенство является продуктом политических, а не только макроэкономических сил.

Неверно, что неравенство является неизбежным побочным продуктом глобализации, свободного передвижения рабочей силы, капитала, товаров и услуг, а также технологических изменений, которые благоприятствуют более квалифицированным и образованным работникам.

Из стран с развитой экономикой Америка имеет одни из наихудших различий в доходах и возможностях с разрушительными макроэкономическими последствиями. Валовой внутренний продукт Соединенных Штатов увеличился более чем в четыре раза за последние 40 лет и почти удвоился за последние 25 лет, но, как теперь хорошо известно, выгоды достигли максимума - и все чаще доходили до самого высокого уровня.

В прошлом году 1 % самых богатых американцев забирал домой 22 % дохода страны; верхние 0,1 % - 11 %. 95 % всех приростов доходов с 2009 года приходилось на 1 % самых богатых.

Недавно опубликованные данные переписи населения показывают, что средний доход в Америке не менялся почти четверть века. Типичный американец зарабатывает меньше, чем 45 лет назад (с поправкой на инфляцию). Мужчины, окончившие среднюю школу, но не имеющие четырехлетнего образования, зарабатывают почти на 40 % меньше, чем четыре десятилетия назад.

Неравенство в Америке начало расти 30 лет назад вместе со снижением налогов для богатых и смягчением регулирования финансового сектора. Это не совпадение. Положение ухудшилось, поскольку американцы недостаточно инвестировали в инфраструктуру, системы образования и здравоохранения, а также в системы социальной защиты. Растущее неравенство усиливается, разъедая политическую систему и демократическое управление.

И Европа, кажется, слишком хочет последовать дурному примеру Америки. Принятие мер жесткой экономии от Великобритании до Германии ведет к высокому уровню безработицы, падению заработной платы и усилению неравенства. Такие официальные лица, как Ангела Меркель утверждает, что проблемы Европы являются результатом раздутых расходов на социальное обеспечение. Но такой образ мышления только привел Европу в рецессию (и даже в депрессию). То, что ситуация, возможно, достигла дна - что рецессия может «официально» закончиться - мало утешает 27 миллионов безработных в ЕС. По обе стороны Атлантики, фанатики жесткой экономии говорят, что маршируют дальше: это горькие пилюли, которые нам нужно принимать, чтобы добиться процветания. Но для кому это процветание?

Чрезмерная финансиализация, которая помогает объяснить сомнительный статус Великобритании как второй после США страны с самым высоким уровнем неравенства среди наиболее развитых экономик мира, также помогает объяснить растущее неравенство. Во многих странах слабое корпоративное управление и подрыв социальной сплоченности привели к увеличению разрыва между заработной платой руководителей высшего звена и рядовых рабочих, который еще не приближается к уровню 500: 1 для крупнейших компаний Америки (по оценке Международной организации труда. ), но все же выше докризисных уровней. (Япония, в которой была ограничена оплата труда руководящих работников, является заметным исключением.

Асимметричная глобализация также сказалась на земном шаре. Мобильный капитал потребовал, чтобы рабочие шли на уступки в заработной плате, а правительства - на налоговые уступки. Результат - гонка ко дну. Заработная плата и условия труда находятся под угрозой. Фирмы-новаторы, такие как Apple, чья работа опирается на огромные достижения в области науки и технологий, многие из которых финансируются государством, также проявили большую ловкость в уклонении от уплаты налогов. Они готовы брать, но не отдавать.

Неравенство и бедность среди детей - особый моральный позор. Они игнорируют предположения правых о том, что бедность - это результат лени и неправильного выбора; дети не могут выбирать родителей. В Америке почти каждый четвертый ребенок живет в бедности; в Испании и Греции - примерно каждый шестой; в Австралии, Великобритании и Канаде - более чем один из 10. Все это не является неизбежным. Некоторые страны сделали выбор в пользу создания более справедливой экономики: Южная Корея, где полвека назад только один из 10 человек получил высшее образование, сегодня имеет один из самых высоких показателей окончания университетов в мире.

По этим причинам видно, что мы вступаем в мир, разделенный не только между имущими и неимущими, но и между теми странами, которые ничего не делают с этим, и теми, которые это делают.

Некоторым странам удастся добиться всеобщего процветания - единственного вида процветания, который, действительно устойчив. Другие позволят неравенству выйти из-под контроля. В этих разделенных обществах богатые будут жить в закрытых сообществах, почти полностью отделенных от бедных, чья жизнь будет для них почти непостижимой, и наоборот. Это не те места, в которых большинство из нас хотели бы жить, будь то их уединенные анклавы или их отчаянные трущобы.

Всем спасибо за уделенное время.

Поддержите молодой канал, ставьте лайки, подписывайтесь!

Смотрите другие статьи на канале: 7 древнеримских законов, которые могут шокировать

или узнайте, что скоро появятся: Водородные поезда в Европе