Сегодня мы поговорим о том, что такое грамотная требовательность и как выставлять разумные требования к людям, с которыми мы работаем. Даже если они ещё совсем маленькие ученики или взрослые дяди.
В конце - совет для преподавателей и родителей.
Приятного прочтения!
В прошлый раз мы обсудили, что такое строгость и с чем ее едят (ссылка на статью будет в конце). Мы также поняли, что без строгости не обходится ни один толковый образовательный процесс. Но без строгость без требовательности - как чай без заварки. Можно быть суперстрогим при приеме работ, но если к ним не было чётких требований, то преподавателю придётся не сладко. И ему, и ученикам, и их родителям.
Ваш преподаватель может быть требовательным. Что значит быть требовательным? Определения здесь довольно расплывчатые. Давайте решим, что требовательность - это необходимость оказаться на определенном уровне жизни/знаний - как правило, уровне достаточно высоком. Каждый определяет этот параметр по своему, но в грамотной требовательности должно быть следующее:
- Посильность. Требовать можно то, с чем человек справится. Хотеть, чтобы ученик 6-го класса выучил стихотворение «Белеет парус» можно. Требовать, чтобы он рассказал теорию квантовой физики - бессмысленно.
- Подробный алгоритм требуемых действий. «В своём сочинении вы должны использовать Present Simple и Present Continuous. Оно должно состоять из 3 абзацев, 15 предложений, 150 слов. Не забудьте использовать вводные фразы. Сдать во вторник». Такое требование гораздо понятнее, чем «Напишите сочинение, сдайте на следующей неделе».
- Контроль. Если требования к сочинению были заявлены, они должны поддерживаться и контролироваться, иначе магия не сработает и сочинение не напишет никто. Или те, кто напишет, будут разочарованы, что лентяем ничего не сделали за невыполнение задания.
- Готовность применить силу. Это не значит, что тут нужно быть готовым к драке, скандалу, истерике. Нужно быть готовым провести неприятный разговор, дать отпор. Например, ученица не сделала сочинение, но требует хороший балл. Но сочинения нет, ваши требования не выполнены, значит, баллов ей не видать.
Требование к преподавателю «быть строгим и требовательным» - бестолковое. Все вышеперечисленные пункты учитываются в процессе обучения. Они уже вшиты в программу. А вот спросить, как будет контролироваться успеваемость ребёнка, как узнать о его сложностях и проблемах - это толково. Вы же хотите, чтобы ребёнок пришёл к результату? Узнайте, как вы сможете вместе с ним отследить путь и оценить результат.
Преподаватели - ну уж с нашей стороны предоставить такие сведения, продумать систему заранее, просто необходимо. Тяжело вести учеников, если не знаешь, как вести и куда. Сейчас есть много возможностей автоматизации процесса отслеживания помимо заполнения бумажек вручную - изучайте и становитесь еще круче!
Строгость и требовательность снижают уровень нервности и тревожности в работе. Ведь преподаватель знает, что ему нужно от учеников, ученики тоже в курсе и понимают, что будет, если они не сделают задание. И родителям проще - у них есть доступ к результатам и они могут увидеть настоящую картину.
Ну и уж конечно не путайте строгость с жестокостью. Но об этом уже в следующей статье.
Предыдущая статья про строгость. Строже - это как?
Ставь палец вверх, если было интересно!
Мало, хочу больше интересностей и полезностей!