Частенько в Интернете читаю жалостливые истории по типу "Меня учительница невзлюбила, ставила мне до одиннадцатого класса только тройки и двойки, а я ведь хорошистка, с тех пор ненавижу всех учителей".
Честно говоря, мне это дико. Я вообще с трудом могу представить ситуацию, когда учитель начинает мстить ученику. Это ведь не соперник по любви, и не кровная семейная вражда, и не обидчик рода.
Взрослый человек и вдруг начинает мстить ребенку (пусть даже ребенок из "отъявленных")? Не знаю, мне кажется, что кто-то очень сильно преувеличивает.
И таких "нелюбителей" учителей у нас, оказывается много. Это ж кто должен быть учителем, чтобы действительно "гнобить" ученика несколько лет?
Конечно, любой взрослый человек понимает, что в детстве все склонны преувеличивать.
Типичная ситуация:
Некий Васисуалий принес из школы двойку по геометрии. Вряд ли он скажет дома:
- Мама, папа, это мой косяк, я вчера не выучил урок, но учительница меня спросила, а потому я получил двойку.
Скорее всего он скажет примерно так:
- Она специально мне двойку поставила. Я вышел к доске, хотел отвечать, а она давай мне вопросы задавать по темам, которые мы не проходили. А потом еще давай кричать на меня, называть дебилом с плохой наследственностью (в этот момент нужно театрально выпустить слезу).
Многие родители на такую басню поведутся. И даже более - они вдруг припомнят учительнице все смертные грехи:
- Да я верю тебе, сынок, я сама у нее училась, она любила поорать на уроке.
И чудо! После таких слов матери Васисуалий сам поверит в свою басню. Причем он не только поверит, но уже в будущем будет внушать себе, что учительница принципиально занижает ему оценки.
Получил три - учительница виновата, что не четыре. Получил четыре - могла бы и пять поставить, но мстит. Получил пять - учительница была в хорошем настроении, да и я Ломоносов.
Учителей на переправе не меняют, а потому учительница работает с Васисуалием несколько лет, а потому каждый раз срабатывает эффект "кажущейся мести".
А еще бывает и другое. В этом есть как бы чуть-чуть вина учителя (или преподавателя), но это чистой воды психология.
Такая ситуация:
В класс пришел новый учитель. Первое время учитель присматривается к ученикам и делает для себя выводы - этот хорошо занимается, этот ленится, этот выделывается, этот вообще гений, этот почему-то не был оставлен на второй год.
За год учебы у учителя уже формируется окончательное мнение - этот твердый хорошист, а потому ставим ему четверку (где-то даже требуется подтянуть), а этот троечник - он лентяй и не стремится хорошо учиться (а он, на самом деле, не троечник, он по другим предметам хорошист, хоть и натянутый).
Для этого эффекта придумали правило - "первый год ты работаешь на оценку, а в последующие годы оценка работает на тебя". Обычно данное правило действует в послешкольном образовании, когда у преподавателя много мимолетных студентов, а потому ему некогда разбирать кто есть кто. Учился на четверку - получай четыре, даже если у тебя три. Я сам много лет был студентом в двух учебных заведениях, а потому убедился в этом правиле не раз.
Что характерно - я был с двух концов этого правила. С первым понятно - отучился первый год на отлично, на второй год можно сбавить усердность, так как пятерки ставить будут. Но есть и другой конец - когда сначала отучился на тройки, а потом вдруг захотел стать хорошистом, но тебя в кагорту не пускают.
В школе это тоже есть. И вина учителя будет лишь в том, если он не смог заметить, что ученик готов из троечников перейти в хорошисты.
Обычно всё бывает наоборот: в начальных классах твердый хорошист, в пятом классе - уже не твердый хорошист, в шестом классе - его еще тянут на хорошиста, в седьмом - ставят реальные тройки.
А вот ситуация, когда сначала ученик учится на тройки, а потом решил взяться за голову и захотел стать хорошистом, случаются гораздо реже.
Если учитель ответственный, он это увидит.
И школьная ситуация:
Год ученик пробездельничал, сформировал отрицательное мнение о себе, а на следующий начал относится к предмету ответственно. Вот в этом случае учитель и может "по старой памяти" поставить тройку.
Но опять же - не знаю, каким нужно быть учителем, чтобы занизить оценку. У нас ведь теперь в образовании все работают на высокие цифры, а потому специально занижать никто не будет. Никто не будет назло мамке уши отмораживать.
***
А нас тем временем продолжается осенняя зима. А у вас? Погода уже дошла до кондиции, а потому самое время воспользоваться возможностью подышать чистым воздухом, так как в нашей сельской местности, где совершенно ничего не происходит, воздух пока такой же, как и в 1805 году - немного пахнет дымом, немного конским навозом, немного сосновой хвоей, немного снегом, немного сеном, немного чем-то другим.
На своем канале в Ютуб я опубликовал маленькое видео "Долгая дорога в нюнях". Видео можно посмотреть по ссылке - https://youtu.be/Avcjsnkoah4
Если вам интересно посмотреть на местность, которую исключили из цивилизации, то заходите посмотреть.