182,9K подписчиков

Как и за что фильму "Москва слезам не верит" Оскар давали

10K прочитали

Как известно, "Москва слезам не верит" был удостоен премии "Оскар" как лучший заграничный фильм 1981 года. Для советских кинокритиков, которые очень холодно восприняли фильм, это было шокирующим фактом. Как? Этой бытовой слезливой мелодраме "Оскар"? Но американское жюри зацепила в советском фильме вовсе не история любви Катерины, нашедшей свое счастье с Гошей...

Обложка фильма "Москва слезам не верит", источник: pinterest
Обложка фильма "Москва слезам не верит", источник: pinterest

Примечательно, что и сам режиссер Владимир Меньшов в победу своей картины не верил:

"От фильма «Москва слезам не верит» никто ничего сногсшибательного не ожидал <...> Чего только не говорили критики об этом фильме. Говорили, что я этим фильмом что-то там лакирую... А на самом деле все было очень просто: социальный оптимизм был не только не в моде - вообще считался дурным тоном. Все снимали о том, как плохо живется в той стране. И тут вдруг я вылез..." (Из книги "Автограф века")

За звание лучшего заграничного фильма в этом году соперничали "Тень воина" Акиры Куросавы и "Последнее метро" Франсуа Трюффо. Тягаться с такими акулами современного ему кинематографа Меньшову казалось совершенно невозможным. На самой церемонии вручения режиссер присутствовать не мог - он был невыездным. За Меньшова на сцену вышел атташе по культуре советского посольства.

"Почему меня не выпускали из страны? Никто не говорил причину. Начальники лишь опускали глаза: «Ну подожди, все само как-нибудь рассосется». Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег". (Из книги "Автограф века")

В СССР премию "Оскар", конечно, не освещали. Меньшов было попытался поймать сигнал "Голоса Америки" но затея успехом не увенчалась, и он свои попытки забросил.

Премия вручалась 31 марта, то есть результаты дошли до России уже 1 апреля. Узнав от друзей о победе фильма, режиссер решил, что это такая вот первоапрельская шутка, и долго не мог поверить в свой успех. Впрочем, он признавался, что эта престижная премия прибавила ему только проблем, а не славы.

Владимир Меньшов с "Оскаром", источник: "Комсомольская правда"
Владимир Меньшов с "Оскаром", источник: "Комсомольская правда"

Саму статуэтку Меньшову дали подержать в руках во время визита американской делегации. Получил он ее лишь восемь лет спустя на первой церемонии кинонаграды "Ника". И тогда, однако, режиссеру награду никто не хотел отдавать навсегда. Владимир Меньшов каким-то чудом сумел унести ее домой.

Так что же зацепило американское жюри в советской мелодраме? Вовсе не сомнительная мораль о том, каких мужчин нужно выбирать себе в мужья, и даже не история любви Катерины, а она сама. В 1980 - 90 годы были очень популярны фильмы и истории о так называемых "selfmade"-героях - людях, которые создали сами, и без чьей-либо помощи смогли из "социальных низов" подняться до серьезных карьерных результатов. Можно вспомнить хотя бы "Рокки" со Сильвестром Сталлоне или "Форреста Гампа" с Томом Хэнксом. Вот и в "Москве" американцы увидели не слабую женщину, нуждающуюся в сильном мужчине, а сильную духом женщину, которая из станочниц преодолела путь до директора одного из крупнейших московских комбинатов, при этом, пройдя все ступени на пути к должности.

Катерина даёт интервью как директор комбината, Кадр из фильма
Катерина даёт интервью как директор комбината, Кадр из фильма

К слову, в книге Катерина вовсе не "всего добилась сама". Автор очевидно, желая принизить успехи героини неоднократно упоминает, что ее постоянно продвигали: и родственник-академик, и директор завода, где она работала, и другие высокопоставленные мужчины (ну, не женщины же!).

Честно говоря, я не понимаю, как американскому жюри удалось выделить в фильме лишь линию успешной женщины на руководящих должностях, и не увидеть других очевидных патриархальных подтекстов. Все-таки, по-моему, внимание зрителя фокусируется не на истории успеха главной героини.