Ли Бул родилась в 1964 году в Республике Корее, городе Йонджу.
детство и юность художницы было сопровождено постоянными переездами в новые локации, поскольку её родители были диссидентами.
атмосфера послевоенной диктатуры, репрессий и социальных разногласий не могли не повлиять на мироощущение и восприятие Ли Бул, что мы можем наблюдать в её работах.
Ли Бул начинала своё погружение в художественную среду в университете Хоник на направлении скульптуры. её художественная практика начала формироваться в 1980-х годах из провокационных скульптурных перформансов, граничащих с акционизмом, частью которых иногда становилась и сама художница. как, например, в перформансе "Аборт" ( 1989 ).
раздав сладкие леденцы публике, обнаженная Ли Бул была подвешена вверх ногами, она рассказывала зрителям о собственном опыте аборта, который из-за действующих законов в то время был нелегальным.
художница противопоставляла актуальную реально существующую ситуацию в обществе и государстве с инсценированным ею жестом. она нормализовывала тот факт, что зрители наблюдают её голой, висящей вниз головой и вещающей об абортах, в то время, как в обществе тема аборта была остро стигматизирована.
в этом же году Ли Бул одела себя в скульптурные костюмы, напоминающие части внутренних органов, вывернутых наружу, и вышла на улицы Сеула и затем Токио.
похожий на плоть, кроваво-красный мутант с изуродованными конечностями смешивал границы реальности и страшного сна. таким образом художница привлекала внимание к теме телесности, человеческого тела, его несовершенств, уродства и существующего в обществе страха и угнетенности.
продолжая работать в контексте красоты и уродства, эстетики и мерзости, ли бул создает инсталляцию "Величественное великолепие", состоящую из пластиковых пакетов, в которых плавает живая рыба, инкрустированная пайетками, бусинами и блестками.
объект просуществовал в выставочном пространстве недолго, поскольку зрители начали жаловаться на тошноту от источаемого запаха тухнувшей рыбы. таким провокационным и громким было первое появление художницы на международной арене в качестве участницы групповой выставки в нью-йорском МОМА а 1997 году.
в период с 1996-1999 Ли Бул работает над тремя инсталляциями, которые представляют собой огромные надувные скульптуры с фотографией художницы в различных провокативных позах.
одна из этих фигур "Я нуждаюсь в тебе" ( Памятник ) представляет собой фаллической формы надувной объект цвета ядовитой фуксии с антропоморфными отростками и фотографией Ли в национальном костюме и нижнем белье на переднем плане. под скульптурой размещены множество педалей, с помощью которых зрители могут дополнительно подкачивать воздух в объект.
художница создает почти интерактивную инсталляцию, чтобы акцентировать внимание на вкладе отдельного человека в общество традиционных ценностей. помимо этого, Ли играет с общепринятым значением слова "памятник", противопоставляя название объекта и материал, из которого он выполнен.
в 1997-1998 годах художница создает, наверное, свои самые знаменитые скульптуры "Киборгов", сексуализированные и одновременно изуродованные фигуры, объединяющие женские формы и компоненты машин.
начав свою работу над темами женского тела и его объективизации с использования собственного тела в инсталляциях, Ли эволюционирует до создания полуабстрактных антропоморфных скульптурных форм. фигуры на ассоциативном уровне напоминают женское тело, но оно обезглавлено или лишено какой-то конечности.
начавшаяся с обезглавленных фигур Киборга Красного (1997-98) и Киборга Синего (1997-98), серия превратилась в лаконичные белые фигуры, как бы еще больше очистившись от любой описательной характеристики "внешности" объектов. скульптуры больше становятся похожи на образцы античных статуй, лишенные некоторых частей тела и напоминающие нам об изменчивости идеалов красоты и несовершенства.
эти новорожденные скульптуры экспонировались совместно с скульптурным монстром "Амариллис" ( 1999 ), представляющим из себя нагромождение щупальцев, отростков, различные странные корешки, отсылающие к органической природе его происхождения.
контрастное сочетание мраморных идеализированных фигур с уродливым чудовищем напоминает нам о лейтмотиве всего творчества художницы - исследовании понятий красоты и несовершенств, прошлого и будущего, навязанного и истинного.
с середины 2000-х ли бул снова предприняла попытку трансформации своего творчества, создав свои амбициозные архитектурные скульптуры, отсылающие к фантастическим историям утопий.
при том, что она углубилась в работу с архитектурными формами, она никогда не забывала о месте и предназначении человека в системах, которые она создавала. это было её способом осмыслить своё прошлое, проведенное в тоталитарном обществе, и воплотить в работах фантазию об утопическом государстве.
"Моё великое повествование" - серия из двух работ, "Mon grand récit: because everything… (2005) и "Mon grand récit: Weep into stones… (2005)", представляют собой архитектурные модели из нагромождений достояний советской архитектуры, современных градостроительных решений, башен, петель автострад, мигающих светодиодных вывесок, залитых эпоксидной смолой.
проведя серию важных выставок за последний год, Ли продвинула свой интерес к архитектуре, модернизму и взаимодействию человека с ними еще дальше.
в апреле 2005 в Сеульской галерее PKM Ли продемонстрировала несколько новых безымянных небольших скульптур, которые сочетают в себе беспорядочную смесь текстурированных фрагментов, смутно различимых как обломки небоскребов, скрепленные аморфными расплавленными сгустками металла. все это нестабильно балансирует на тонких опорах конструкции.
например, эта алюминиевая фигура, изображенная на пьедестале с зеркальным верхом, в миниатюре напоминает «Гуггенхайм Бильбао» Фрэнка Гери.
В 2007 году в галерее Thaddaeus Ropac Ли Бул представила несколько новых объектов, отсылающих к конкретному политическому контексту.
например, "Оттепель" ( Татаки Масао ) представляет собой прозрачно-розовый обломок айсберга или драгоценного камня, из которого простилаются черные бусы-щупальца. объект одновременно напоминает вымытую на берег медузу, а при близком рассмотрении - реалистичную копию Пак Чон-Хи, который будто окаменел. отсылка к Паку ( его имя указано в скобках на японский манер ) выполнена намеренно, поскольку он был человеком, чья идиллическая места о лучшей жизни в социализме превратилась в фашистский кошмар для всей нации.
в марте 2010 года музей Хара в Японии ARC представил постоянную инсталляцию Ли Бул «Фрагментарная анатомия каждого заходящего солнца» .
продолжая экспериментироать с зеркальными поверхностями, Ли Бул
создает масштабную инсталляцию "Город Солнца" ( 2013 ), которая была продемонстрирована впервые в 2019 году в SCAD Museum of Art.
"Город Солнца" вдохновлена произведением итальянского теолога и философа Томмазо Кампанеллы, написанным в 1602 году. в инсталляции организованное пространство зеркальных фрагментов превращает пространство в тревожащий зрителя лабиринт, который контролируется замыслом художницы, аналогично утопиям, которые согласно Бул тотально подчинены одному человеку.
мотив лабиринта находит иное воплощение в следующей работе художницы "Через отрицание" ( 2014 ). конструкция представляет собой ограниченное пространство с многочисленными поворотами и тупиками, стены которого покрыты зеркалами и рядами ламп.
человек, попадающий в лабиринт вынужден сталкиваться с многочисленными отражениями самого себя. преодолевая потерянность и страх, зритель двигается вперед по лабиринту и находит выход из кажущегося замкнутым пространства.
последней реализованной серией инсталляций художницы становится "Желание быть уязвимым"( 2015 ). серия состоит из нескольких гигантских объектов, в числе которых надувной металлизированный аэростат, воздушный шар с неоновыми вывесками, огромные полотна тканей и драпировок, имитирующие рухнувшие и брошенные цирковые шатры. ( более подробно об этой серии можно прочитать в предыдущем материале : )
крайней серией работ является экспериментальные плоскостные картины на стыке живописи, ткачества, вышивки с внедрением эмали, перламутра, пластика и смолы. всё разнообразие техник можно подробно рассмотреть на сайте artsy и заодно сделать запрос на стоимость работ. https://www.artsy.net/artist/lee-bul/works-for-sale
здесь упомянуты далеко не все экспозиции художницы, иначе бы этот материал был в разы объемнее. но даже эти образцы демонстрируют широкий охват творчества ли бул.
её работы неразрывно связаны между собой лейтмотивом взаимоотношений человека и государства, надежд и фантазий об идеальном устройстве общества, свободном от стигм и запретов, возможности и невозможности утопии. как будто абсолютно всё, что наполняло художницу с самого детства, было направлено на реализацию её творческих задач и вынесением в среду её гуманистической миссии.