30,5K подписчиков

Архитектор Баранкеев: малоизвестный, но очень талантливый зодчий Петербурга

393 прочитали

Приветствую всех читателей моего канала! Сегодня я хочу рассказать вам о ещё одном очень талантливом и интересном архитекторе Петербурга, с творчеством которого знакомы многие: мимо построек Сергея Александровича Баранкеева каждый день проходят тысячи людей, и дай бог, если хотя бы малая часть из них обращает внимание на его творения! Ну а про изучение биографии и творческого пути Баранкеева и говорить не приходится: по сей день сотни архитекторов Санкт-Петербурга остаются без особого внимания краеведов и исследователей, и Баранкеев - не исключение.

Сегодня я постараюсь в краткой форме рассказать вам об этом прекрасном архитекторе, который на протяжении практически полувека трудился в Санкт-Петербурге, украшая его облик своими прекрасными постройками!

Но начнём мы, по традиции, с биографии мастера - пускай о жизненном пути Сергея Александровича известно мало, однако кое-что на эту тему мне всё же удалось отыскать!

Биография

Сергей Александрович Баранкеев родился в 1854 году. Среднее образование он получил в одной из частных школ Петербурга: это говорит нам о том, что Сергей Александрович, вероятнее всего, был из обеспеченной семьи.

В 1873 году Баранкеев поступил в Петербургское Строительное училище (так изначально назывался нынешний Архитектурно-Строительный университет, известный многим также как Институт Гражданских инженеров). Проучившись в училище пять лет, в 1878 году Сергей Александрович закончил его по первому разряду.

Портрет Баранкеева, взятый из Юбилейного сборника сведений о деятельности бывших воспитанников Института Гражданских Инженеров 1893 года выпуска
Портрет Баранкеева, взятый из Юбилейного сборника сведений о деятельности бывших воспитанников Института Гражданских Инженеров 1893 года выпуска

Как и многие архитекторы того времени, после получения высшего образования Баранкеев устроился на гос. службу в Технико-Строительный Комитет при МВД для получения регулярного и стабильного жалования. Параллельно с этим он начал работу над проектированием и строительством по частным заказам. Кроме того, с 1885 года Баранкеев работал в Городском кредитном обществе - первой некоммерческой кредитной организации России, занимавшейся кредитованием строительства. По всей видимости, там Баранкеев занимал какую-то должность, связанную со строительным аспектом (технический надзор или что-то вроде того).

Баранкеев был очень продуктивным архитектором - в Санкт-Петербурге им было построено порядка пятидесяти зданий и сооружений! Впрочем, помимо продуктивности здесь также сыграл и фактор стабильности: Сергей Александрович работал в Петербурге без перерывов с 1879 по 1913 год - целых 34 года! И за это время он успел опробовать множество архитектурных стилей - благодаря этому постройки Баранкеева такие разнообразные.

О конце жизни Сергея Баранкеева нам и вовсе ничего не известно - после 1917 года след обрывается, а потому я даже не могу указать годы жизни мастера. Подобное явление, к сожалению, встречается часто: война и революция сильно потрясли наше государство, так что и в архивах в те годы творился беспорядок. Но, раз после 1917 года о Баранкееве мы ничего не знаем, значит он либо покинул страну, либо ушёл на пенсию и более архитектурой не занимался.

Ну что ж, мы рассмотрели биографию архитектора - перейдём к его творческой деятельности!

Дом Шилова

Дата постройки: 1879-1881
Адрес: улица Восстания, 47, Гродненский переулок, 12

Начиналась творческая карьера Баранкеева с довольно популярной на тот момент эклектики - за 15 лет (примерно с 1879 по 1895) Сергей Александрович возвёл более 20 жилых построек, не отличавшихся особенно интересной архитектурой. Собственно, такая практика была широко распространена в Петербурге - гражданский инженер получал заказ на какой-либо дом, и строил его по незамысловатому проекту, прикладывая серьёзные усилия лишь к художественному оформлению фасадов.

Из всей творческой практики Баранкеева тех лет, я расскажу вам лишь об одном здании, которое, как ни странно, было одним из самых первых в творческой деятельности Сергея Александровича. И знаете - этот проект Баранкеева действительно интересен: здание по-настоящему красиво и, как по мне, заслуживает отдельного внимания!

Приветствую всех читателей моего канала!-2

К строительству дома Шилова Баранкеев приступил уже спустя год после получения диплома. Впрочем, это не помешало неопытному зодчему построить качественное, радующее глаз прохожих здание.

Дом Шилова расположился на углу Знаменской улицы (ныне - Восстания) и Гродненского переулка. Своим углом здание обращено к прекрасной неоренессансной постройке зодчих Гемилиана и Гартмана - к особняку Мясникова. И дом Шилова удачно дополняет своего более старого соседа: работа Баранкеева выполнена в такой же цветовой гамме, а её фасад украшен декором в стиле неоренессанс.

Дом Шилова нв переднем плане, и особняк Мясникова - на заднем
Дом Шилова нв переднем плане, и особняк Мясникова - на заднем

Подобное внимание к окружению - очень хороший знак для архитектора. Сергей Александрович смог создать новую, уникальную постройку, но при этом сохранив общую стилистику, заданную другими зодчими до него.

Приветствую всех читателей моего канала!-4

И если бы не современная мансарда, то здание смотрелось бы ещё более органично... Но тут уж вины Баранкеева нет - это след от более поздних перестроек.

Доходный дом Вульфсона

Дата постройки: 1896-1900
Адрес: Звенигородская улица, 22

В качестве ещё одной интересной постройки Баранкеева периода эклектики я выбрал доходный дом Вульфсона на Звенигородской улице. Это здание хранит в себе много тайн - совершенно неочевидных с первого взгляда. Сейчас объясню - о чём это я.

Приветствую всех читателей моего канала!-5

Дело в том, что до сих пор доподлинно неизвестно: является ли итоговый облик здания заслугой архитектора Баранкеева, а если не является, то кто именно создал этот прекрасный фасад в барочном стиле?

До наших дней дошёл первоначальный вариант чертежа, поданный в городскую управу на согласование. На нём видно, что изначально Баранкеев планировал сделать фасад здания в стиле неоренессанса: руст должен был покрывать весь фасад дома, а особых декоративных изысков Баранкеев делать не планировал.

Первоначальный проект. ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4799 л.14-17. Фото взято с citywalls,ru
Первоначальный проект. ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4799 л.14-17. Фото взято с citywalls,ru

Однако, как это часто случалось в то время, в процессе строительства планы поменялись, и по итогу здание было построено иным. Наказания строителю за это не полагалось: просто в городскую управу повторно направлялся фиксационный чертеж, на котором следовало указать фактический облик здания. И вот на таком чертеже, датируемым 1900-м годом, подписи Баранкеева почему-то нет, а вместо него проект заверен самим заказчиком - почётным гражданином Вульфсоном.

Фиксационный чертеж. ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4799 л.53-56. Фото взято с citywalls.ru
Фиксационный чертеж. ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4799 л.53-56. Фото взято с citywalls.ru

Как такое возможно - загадка. Ведь подписывать чертеж должно было лицо, ведущее надзор за строительством. Заказчик на это не был уполномочен, и подписывать такой документ он не имел права. По всей видимости, перед нами пример "закрывания глаз" на лёгкое нарушение закона - обход бюрократии внаглую, без каких-либо хитростей и ухищрений.

И что самое обидное: мы не знаем - был ли Баранкеев автором нового фасада или нет. Но, на мой взгляд, самая реалистичная версия, что именно Баранкеев изменил проект (вероятно, по прихоти заказчика), добавив на фасад украшения в виде полуколонн, пилястр и лепнины, а подпись, по каким-то неизвестным нам причинам, поставил за него сам заказчик.

Приветствую всех читателей моего канала!-8

Так или иначе, дому Вульфсона такие изменения пошли на пользу: если бы здание было построено по изначальному проекту, то его облик был бы куда проще и скучнее, чем итоговый вариант с таким обилием украшений на фасаде!

Приветствую всех читателей моего канала!-9

Доходный дом Никольского

Дата постройки: 1904
Адрес: Большой проспект Петроградской стороны, 80, улица Плуталова, 26

К стилю модерн Баранкеев изначально, по всей видимости, не питал тёплых чувств - он был приверженцем эклектики и продолжал работать в этом стиле даже в начале 20 века. Впрочем, в какой-то момент модерн таки попал в поле зрения Баранкеева, и это положительно сказалось на творчестве Сергея Александровича - лично я считаю, что самые удачные постройки Баранкеева были созданы именно в этом стиле!

Приветствую всех читателей моего канала!-10

Самая первая работа Баранкеева в стиле модерн появилась в Петербурге в 1904 году. Небольшое здание, скромно выглядывающее своей башней из-за доходного дома Ведомства учреждений императрицы Марии, выглядит довольно невзрачным и неприметным. Как мне кажется, Сергей Александрович попытался выделить своё здание с помощью углового эркера, сделать его этакой доминантой Большого проспекта, но сделал это неудачно - улица Плуталова слишком узкая, так что соседнее крупное здание скрывает очень интересную угловую башенку от идущего по Большому проспекту наблюдателя.

Приветствую всех читателей моего канала!-11

Впрочем, этот фактор не особо то портит облик здания: вся красота доходного дома Никольского раскрывается вблизи - тут вам и ажурные кованные ограды, и изящные карнизы, и даже фигурное окно, напоминающее по своей форме "омегу". Образцовый модерн!

Приветствую всех читателей моего канала!-12

Клиника кожных болезней имени Синягина и Чекалевой / Институт мозга человека

Дата постройки: 1904-1906
Адрес: улица Академика Павлова, 9, Аптекарская набережная, 24

Институт экспериментальной медицины - первое в России медицинское заведение научно-исследовательского характера. Первые корпуса института были построены в 1890 году под протекцией принца Ольденбургского: он не только финансировал строительство заведения, но и принимал активное участие в его развитии, приглашая на работу в институт лучших специалистов со всей России! К примеру, в стенах этого института трудился Иван Павлов - именно здесь Иван Петрович исследовал функции пищеварительных желез, за что в 1904 году он был удостоен Нобелевской премии (первой для русского учёного).

Институт экспериментальной медицины находился на Аптекарском острове. Он состоял из нескольких корпусов, каждый из которых предназначался для исследования определённой сферы медицины. Одним из последних корпусов стала Клиника кожных болезней, строительство которой началось в 1904 году. А заведовал строительством герой нашей сегодняшней статьи: Баранкеев создал проект здания, а также вел надзор над строительным процессом.

Приветствую всех читателей моего канала!-13

Клиника кожных болезней располагается на довольно любопытном участке: одной стороной здание обращено к Аптекарской набережной, другой - к улице Академика Павлова (ранее Лопухинская улица). При этом сам участок довольно узкий (от одной дороги до другой всего 50 метров), и потому не до конца ясно - на какую сторону обращён главный фасад здания.

На мой взгляд, основой всей композиции служит фасад, выходящий в сторону Малой Невки: здесь мы можем наблюдать углубление, в центре которого Баранкеев поместил выступ оригинальной формы, увенчанный куполом бывшей домовой церкви (ранее этот купол имел завершение в виде креста).

Приветствую всех читателей моего канала!-14

Благодаря этому оригинальному приёму Баранкеев придал фасаду динамичности: разные части здания словно перетекают из одной в другую!

Приветствую всех читателей моего канала!-15

А вот со стороны улицы Академика Лебедева здание смотрится куда более статным и строгим. При этом основная идея здания - разбивка фасада на три части (с заглубленным центром) сохраняется и здесь, просто в менее выраженной форме.

Приветствую всех читателей моего канала!-16

В центре фасада находится главный вход в здание - Баранкеев выделил его с помощью ризалита с классическим завершением в виде фронтона.

Приветствую всех читателей моего канала!-17

В наши дни постройка Баранкеева всё ещё используется по назначению: в ней располагается научный институт, правда слегка иного профиля - изучение кожных болезней сменилось изучением мозга человека.

Доходный дом Мальцева

Дата постройки: 1910
Адрес: Московский проспект, 126

Одна из самых выразительных и запоминающихся построек Баранкеева находится, как ни странно, ни в центре города, а ближе к его окраине - во всяком случае, на момент строительства доходного дома Мальцева, район Московских ворот был самой настоящей окраиной Северной столицы.

Приветствую всех читателей моего канала!-18

Фасад доходного дома Мальцева влюбляет в себя с первого взгляда: сразу же в глаза бросается очень необычная расцветка доходного дома - Баранкеев ловко чередует два вида штукатурки (гладкую белую и "шубу" оливкового оттенка), разбивая тем самым фасад на разные составные части. Баранкеев как бы вырисовывает оливковым цветом квадрат, в центре которого помещает светлое пятно с вкраплениями межоконных вставок. Кроме того, последний этаж украшен узором в виде шахматной доски - здесь тоже идёт чередование двух видов штукатурки, просто в измельченной форме.

Доходный дом Мальцева - это яркий пример того, как можно создать удивительный по своему разнообразию фасад, используя всего лишь два облицовочных материала. Вот что такое по-настоящему искусная работа мастера-рисовальщика!

Приветствую всех читателей моего канала!-19

Ну а вторая привлекающая к себе внимание деталь - это эркеры. Их на фасаде три: два боковых округлых эркера и один центральный квадратный. Причём интересно, что эркеры различаются не только по формам, но и по своему положению - центральный эркер размещён на этаж выше, чем его соседи. Тоже очень интересный приём, вносящий разнообразие и в без того изобилующий деталями фасад!

Однако доходный дом Мальцева - не лучшая работа Сергея Александровича. Заинтриговал? Тогда переходим к следующей постройке!

Доходный дом Нельговской

Дата постройки: 1910-1911
Адрес: Захарьевская улица, 16, проспект Чернышевского, 8

Пожалуй, самое интересное и самое выдающееся творение Баранкеева находится в районе Литейной части - на углу Захарьевской улицы и проспекта Чернышевского. Речь идёт о доходом доме Нельговской, построенном Сергеем Александровичем в 1911 году в стиле северного модерна.

Приветствую всех читателей моего канала!-21

В этом доходном доме Баранкеев использует лучшие приёмы стиля модерн - и в глобальном смысле (асимметрия фасадов здания), и в мелких деталях. И вот последним мне бы хотелось уделить особое внимание.

Взять хотя бы тот же двёрной проём - входную группу, оформляющую парадное доходного дома. Изящные деревянные двери с красивым рисунком помещены в каменную нишу удивительной формы: сам проём выполнен в хорошо знакомой любителям модерна форме латинской буквы "омега", или в форме замочной скважины - такой приём встречается в Петербурге лишь у нескольких доходных домов. Однако в данном случае Баранкеев идёт дальше: он добавляет сюда небольшую декоративную колонну, отделяющую двери от смотрового окошка, а также завершает проём изящными изгибами козырька - настоящий праздник модерна в одном лишь входе в парадную!

Приветствую всех читателей моего канала!-22

Кроме того, Баранкеев очень удачно играет с формами оконных проёмов: они выполнены в характерных для северного модерна формах, и чередуются от этажа к этажу. И не то чтобы окна дома Нельговской сильно разнообразны - нет, Баранкеев не слишком увлекается этим приёмом, он лишь вносит в облик фасада небольшое разнообразие.

Приветствую всех читателей моего канала!-23

Ещё одна важная деталь - эркеры. Всего их на фасаде шесть штук, причём 4 из них однотипны: округлый эркер в три окна с завершением в виде балкончика с ажурной оградой. Ещё один эркер находится на углу - он выполнен в виде башни, играющей роль архитектурной доминанты здания.

Однако последний эркер выбивается из этой картины: он помещён на более протяжённый западный фасад - видимо им Баранкеев решил скрыть ассиметричность двух сторон здания (они не равны по длине). Этот эркер отличается от остальных и по форме (квадратное основание), и по масштабам (он короче на один этаж).

Таким образом, дом Нельговской нужно изучать внимательно и подробно - и тогда перед вами будут раскрываться всё новые и новые детали на его фасаде. И мне кажется, что такие произведения архитектуры наиболее интересны: ведь всегда приятно не просто любоваться зданием, но ещё и внимательно исследовать его детали, которые его автор умело спрятал от взглядов неискушенного зрителя!

Приветствую всех читателей моего канала!-25

Ну и отдельно стоит обратить внимание на материалы, которыми Баранкеев облицевал фасады дома Нельговской: тут вам и натуральный камень, и несколько видов штукатурки, и плитка кабанчиком - в общем не дом, а настоящий музей архитектурного стиля модерн!

Доходный дом на улице Решетникова

Дата постройки: 1913
Адрес: улица Решетникова, 2, Московский проспект, 166

Последней работой Баранкеева стало строительство доходного дома в районе нынешней станции метро "Электросила". Собственно говоря, когда я увидел этот дом впервые, я очень сильно удивился - что дореволюционная постройка делает в столь окраинном (по меркам тех времён) районе Петербурга?

По всей видимости, здание строилось с перспективой на дальнейшее развитие Петербурга на юг, и его заказчик не прогадал - в последующие 30 лет Петербург стремительно развивался именно в этом направлении. Вот только вряд ли самому заказчику было до этого дело - сами понимаете, через 4 года произошла революция, и вся недвижимость была национализирована. Но мой рассказ не об этом - вернёмся к самому зданию.

Приветствую всех читателей моего канала!-26

Этот доходный дом выполнен в куда более простых чертах, чем остальные поздние постройки Баранкеева. Из интересного здесь можно выделить, в первую очередь, угловую башню - этот приём уже был отработан Сергеем Александровичем ранее, однако башня дома на улице Решетникова не идёт ни в какое сравнение с той же башней дома Нельговской - она выполнена в виде трёхгранника с небольшой башенкой наверху, и без особых излишеств.

Приветствую всех читателей моего канала!-27

Другая примечательная черта - разбивка здания по горизонталям и вертикалям. За первое здесь отвечают межэтажные ленты, украшенные узорами. А вот членение по вертикали Баранкеев исполнил в виде оригинальных штукатурных вставок во всю высоту дома, занимающих по два оконных проёма в ширину.

Приветствую всех читателей моего канала!-28

Завершение этих "вертикальных линий" Сергей Александрович выполнил в виде фигурных щипцов, увенчанных львиными маскаронами. Причём интересно, что два боковых щипца отличаются от центрального: у них разная форма оконных проёмов.

Приветствую всех читателей моего канала!-29

Таким образом, последняя постройка Баранкеева, в каком-то смысле, отражает все его излюбленные приёмы: чёткое членение зданий с помощью чередования материалов, наличие угловой башни, а также скромность в декоре, ибо для Баранкеева куда важнее была удачная игра цвета и материалов, нежели наличие лепнины и фигурных наличников. Таков был архитектурный почерк выдающегося мастера Сергея Александровича Баранкеева.

Приветствую всех читателей моего канала!-30

И на этом я заканчиваю свой рассказ. Надеюсь, что мне удалось рассказать вам что-то новое. А ещё приятнее мне будет осознавать, что я смог открыть для вас творчество ещё одного очень интересного, но малоизвестного зодчего. В следующий раз поговорим о более именитых зодчих - но думаю, что это случится уже в мае.

А пока подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, а также пишите комментарий - с радостью прочитаю все ваши отзывы!

Также рекомендую мой телеграмм-канал - там я анонсирую статьи на дзене, а также выкладываю уникальный контент. Буду рад каждому!