Этот инструмент был сконструирован в 1709 году итальянцем Бартоломео Кристофори и первоначально получил название «клавесин с тихим и громким звуком». Вероятно, за способность издавать звуки гораздо более громкие, чем те, к которым привыкли музыканты и слушатели того времени, французский философ Вольтер назвал его «изобретением кастрюльщика». Новому инструменту почти полтора века пришлось «пробивать дорогу» к сердцам слушателей.
Говорили, что играет он слишком громко, что «управлять» им слишком трудно. Но время шло - композиторы и исполнители «распробовали» новый инструмент, увидели его возможности.
Уже в XVIIIвеке Доменико Скарлатти написал для него 555 пьес. Юный Вольфганг Амадей Моцарт покорил всю Европу, виртуозно (с высшей степенью мастерства) исполняя на нём произведения собственного сочинения. Для этого инструмента писал и Людвиг Ван Бетховен. В конце жизни гениальный композитор потерял слух. Не слышать - разве может быть большее несчастье для музыканта? Но этот инструмент Бетховен слышал: он упирал деревянную трость одним концом в инструмент. А другим себе в грудь и становился частью звучащего инструмента.
Кстати, мы не назвали нынешнее имя этого инструмента.
Конечно , это всем известное фортепиано (в буквальном переводе с итальянского – «громко – тихо»). Дома, в музыкальной школе чаще всего мы видим пианино, а на сценах концертных залов - рояль. Разница между ними - в расположении рамы, на которую натягиваются струны (у рояля рама горизонтальная, а у пианино - вертикальная).
Музыкант нажимает на клавиши, от которых приходят в движение молоточки, ударяющие по струнам. Так возникает звук.
Музыкантов - исполнителей фортепианной музыки называют пианистами. Среди пианистов-виртуозов, мастеров высшего класса много наших соотечественников -Сергей Рахманинов, Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер, Михаил Плетнев, Денис Мацуев ...