Найти тему

Изучаем окрестности о. Байкал

Добрый день! Хотел поделится опытом и впечатлениями о поездке на Байкал из Москвы на автомобиле.

Мы: Я, моя любимая жена, и два самых преданных пса, стандартный и мини бультерьеры, Шакари и Захар отправились в путешествие на Байкал на Toyota LC200.

Прочитав о разных маршрутах следования, Москва-Ярославль-Киров-Пермь-Екатеринбург-Тюмень-Омск-Новосибирск-Кемерово-Красноярск- Иркутск-Байкал, и Москва-Владимир-Нижний-Новгород-Чебоксары-Казань-Уфа-Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск-Кемерово-Красноярск- Иркутск-Байкал, выбрали второй маршрут. По отзывам, качество дорог, по второму маршруту было лучше, в чем мы собственно и убедились отправившись на Байкал по второму маршруту, а вернувшись по первому. По обоим маршрутам очень много ремонта дорог, с перекрытием одной из двух полос, будьте аккуратны, особенно в темное время суток. Наблюдали последствие ошибки двух дальнобойщиков на таком перекрытии, обе фуры восстановлению не подлежат, что с людьми, не известно. 

Меню в придорожных кафе не блещет оригинальностью, это скорее даже хорошо, все блюда знакомы, можно покушать достаточно не дорого. Углубляться в вопрос общепита, не будем. Мы, по пути на Байкал, старались готовить сами, на костре, все необходимые принадлежности в виде- хорошего, складного мангала, позволяющего использовать его ещё и как мини дровяную печь с плиткой для сковородок, кастрюль..., тренога, хорошая складывающаяся посуда и прочая кухонная утварь. 

Дорога практически везде, двухполосная, к обгонам быстро привыкаешь, главное видеть что находится в полосе обгона, попадались ямы, в которых можно остаться без колёс.  

Маршрут разбили на 5 дней, по 1000км в день, без заезда в города. В приоритете остановки на ночлег возле воды. Первая остановка была через 700км, на берегу р. Кама. Немного не выполнили план по количеству километров оставленных позади, но место стоило того. 

Место первой ночевки на реке Кама.
Место первой ночевки на реке Кама.

Моя любимая жена самый надежный и незаменимый штурман, а так же наши четвероногие друзья Шакари и Захар.

Дорога вносила свои коррективы в маршрут, ремонт, остановки на участках с реверсивным движением. 

Третья остановка по плану была в более менее пригодном придорожном мотеле с тёплым душем. Итого до Иркутска 4 ночевки. 

В Иркутске мы остановились у родителей жены. Душ, стирка, ночёвка и на следующий день, отдых и прогулка по Листвянке. Листвянка, это обилие различного толка кафе и сувенирных лавок. Скучно, не интересно, многолюдно. 

На следующий день мы стартовали на остров Ольхон. По дороге, мы смогли оценить всю красоту «золотой осени», местами на обочине лежал свежий снег. 

Дорога на остров Ольхон
Дорога на остров Ольхон
На пути к острову Ольхон.
На пути к острову Ольхон.

До о. Ольхон ходит бесплатная паромная переправа. На сам остров мы прибыли уже в темноте, задержались со стартом в Иркутске. Добрались до посёлка Хужир и арендовали небольшой гостевой домик (с собаками пришлось немного доплатить), решили ночью не искать место для остановки с палаткой и как оказалось не зря. Утром я хотел отправится на рыбалку, посмотреть утренний Байкал, но при выезде из посёлка наткнулся на знак -« Прибайкальский национальный парк — особо охраняемая природная территория, въезд по пропускам». Вернусь к началу, подготовке к путешествию, перечитал массу информации о поездках на озеро Байкал, и НИКТО и НИГДЕ не пишет о разрешении. Прибайкальский национальный парк — это западная прибрежная зона озера Байкал, и на  территории парка действуют свои ограничения на остановку на автомобиле, разведение костров, установку палаток, сбор дров... 

В итоге утреннюю разведку пришлось отложить до открытия местного лесхоза, где можно получить разрешение оплатив за каждого человека группы и за въезд и стоянку автомобиля. Никакой карты или буклета с картой, куда можно ехать, где разрешено остановится с палаткой,  а куда въезд запрещён в лесхозе не дают, и это  я считаю огромный минус. Со слов сотрудницы лесхоза, все ограничения из-за снующих туристов, которые не соблюдают правила и заезжают в запретные зоны. И если 2+2=4, то выдача карт с разрешёнными маршрутами это по мнению администрации парка, лишнее. 

Получив разрешение, понял что с палаткой на Ольхоне можно остановится, но в данный период запрещено жечь костры, а как же прекрасный вид, палатка, закат и костёр — НИКАК. После незамедлительно отправился на мыс Будун. В 8:30 туристов на мысе ещё не было, это радовало, никто не мешал наслаждаться красотой Байкала. 

Отобедав в местном кафе, еда была вкусной и не особо дорогой, мы выдвинулись в строну мыса Хобой. 

Едем к мысу Хобой.
Едем к мысу Хобой.

Дорога от Хужира до мыса Хобой не предназначена для седанов, дорога по полям ещё может быть пригодна для  автомобиля с низкой посадкой, но вот участок лесной дороги не подходит для таких авто. Хотя я не удивлюсь если люди посещают мыс Хобой и на седанах.

Вид с мыса Хобой.
Вид с мыса Хобой.
-6
-7

Мыс Хобой туристическое место,  тут даже в сентябре, в не самое тёплое время, можно встретить множество туристов, особенно из Китая. Рядом с мысом есть парковка, где необходимо оставить автомобиль и дальше изучать окрестности пешим ходом. Сам мыс, очень красивый с крутыми вертикальными обрывами. Природа Сибири вообще отличается от знакомых мне мест. 

Осмотрели мыс, сделали памятные фотоснимки, прогулялись и отправились на мыс Будун. Именно там,  утром, я приметил отличное место для катание на sup доске. Ветер к тому времени усилился и поднял достаточно высокие волны, но мы были готовы к такой погоде.Переоделись в гидрокостюмы (это был первый опыт в такой холодной воде с гидрокостюмом), подготовили sup доски и рванули в Байкал. Гидрокостюм не закрывал голову и кисти рук.

Катаемся по Байкалу
Катаемся по Байкалу
Захар не отказался от возможности прокатиться по Байкалу
Захар не отказался от возможности прокатиться по Байкалу

Заходя в Байкал я ощутил насколько холодная в нем вода, ледяная. И уже когда, я при попытке разворота на доске, падал в ледяную воду, успела проскочить мысль падаю под лёд. Но оказалось мы не зря мучались и кряхтели, в тесной, жаркой, примерочной магазина спорт инвентаря. Гидрокостюм справился со своей задачей на ура!!! Час, мы провели в воде, никто не замёрз, но надо было собираться, так, как солнце стремительно пряталось за горизонт. 

Наши четвероногие путешественники, влюбились в эти просторы. Никто не ограничивал их перемещение, играли они по 6 бывало и 9 часов подряд. 

Усталость дала о себе знать только после сытного ужина. Переночевали в том же домике,  и утром на смену, вчерашнему солнцу, пришёл проливной дождь. Дорога превратилась в песчяно-грязевую кашу. Это нас нисколько не расстраивало, нас ожидал куда более худший сюрприз. Насос низкого давления, для перекачки топлива из доп бака, приказал долго жить. В основном баке запас топлива, по датчикам расхода, на 5км больше чем до ближайшей АЗС. На Ольхоне нет заправок, и наш железный конь питается исключительно бензином. Спасибо ребятам из московского отделения ARB, которые установили насос между дном автомобиля и самим доп баком, в котором в тот момент находилось 180литров бензина. Ремонт или хотя бы диагностика насоса не представлялась возможной в полевых условиях. Небольшая ремарка, это был мой первый выезд после доработки в компании ARB и на тот момент я не знал всех нюансов. 

До АЗС добрались, купили канистру, шнаг-грушу и воронку. Едем в бухту Крестовая. Посещение бухты Крестовая, платное, она находится в частном фермерском хозяйстве. Хозяин, Григорий Анатольевич Копылов, встретил поздних гостей, указал путь к самой бухте и взял плату 100р. Дождь, сменился ураганным ветром, но это не остановило нас. Расположились на самом берегу Байкала. Машину поставили параллельно берегу, закрыв пространство от ветра, для установки палатки. Выстроили высокое кострище, приготовили ужин на костре и уставшие легли спать. Утром мы смогли оценить всю красоту бухты. Мы находились между двух возвышенностей, и совсем рядом с нами был деревянный пирс.

Готовим ужин.
Готовим ужин.
Утро. Бухта Крестовая.
Утро. Бухта Крестовая.
Захар на фоне бухты.
Захар на фоне бухты.

Вдоволь нагулявшись по бухте, мы отправились в Иркутск. Дальше по нашему маршруту было посещение посёлка Усть-Баргузин. 

В Иркутске нам предстоял ремонт или замена насоса перекачки топлива. И тут нам повезло, мы познакомились с Александром, его нам посоветовали в ARB Иркутск (кроме совета, они ничем не смогли нам помочь). У Александра своё небольшое СТО и он узнав о нашей проблеме активно подключился к ее решению, купил новый, не дорогой, но проверенный на личном опыте, насос, переключил своих слесарей с ремонта дефендера, на нашу машину. И поинтересовавшись нашими планами повёз меня в магазин рыболов, собирать для меня «бурятскую снасть». Я не ожидал такого тёплого отношения и взаимовыручки от незнакомого человека. Пока мы собирали снасть, Александр рассказал что пару дней как вернулся из экспедиции со 101-го зимника, возил на зимник московских товарищей. К тому времени как мы собрали снасть, слесаря Александра, поставили новый насос и ждали нас.

Опять задержались с ранним стартом и не успели на дневную паромную переправу через р. Селенга, пришлось искать круглосуточную.

Вид с парома
Вид с парома

Как оказалось паром может и не повезти нас, если больше желающих не будет. Но нам повезло, буквально через 10 минут, после нашего приезда, подъехал лесовоз, которому так же надо было попасть на противоположный берег. Из-за позднего  старта и заминок с паромной переправой пришлось остановиться  на ночлег на озере Котокель. В темноте разбиваем лагерь, на опушке леса и слышим хруст веток, насторожились, подсветив фонарями увидели четыре огромных, отражающих свет, глаза. Оказалось это две лошадки, местных жителей, пасутся ночью. 

Следующим утром, стартовали без задержек. Прибыли в Усть-Баргузин примерно к обеду, и сразу решили найти лесхоз или место, где можно купить разрешение на посещение заповедника.

Усть-Баргузин.
Усть-Баргузин.

Местные сказали что на самом въезде в заповедник можно оформить все бумаги, так мы и сделали. 

В заповеднике, практически на берегу оз. Бормашевое  оказалось много старых, подготовленных стоянок для отдыхающих. Выбрали место для ночевки, но решили проехать на п-ов Святой нос посмотреть окрестности и после вернутся и разбить лагерь. Проезжая вдоль берега Баргузинского залива, обратили внимание на множество, запрещающих съезд, знаков, но совсем скоро, на берегу появились места для кемпинга. Места красивые, на самом берегу, но близость дороги, хоть и не очень оживленной, нам не подходили, у нас два наших верных, четвероногих,  друга. 

Из Бургузинского залива приехали в Чивыркуйский залив в поселок Монахово. Прогулялись по пляжу, осмотрели местность и вернулись на запланированное для ночлега место, на берег озера Бормашевое. На местах для кемпинга, сотрудниками парка, были заготовлены дрова, так что с этим у нас не возникло никаких проблем. 

Утром посмотрев на карту, отправились по указателю на озеро Арангатуй. Указатель говорил что до озера 16км. По пути, у встреченных местных сборщиков клюквы, мы уточнили в правильном ли направлении движемся, получили утвердительный ответ и продолжили путь. Дорога становилась все хуже и хуже, курсор на навигаторе показывал что мы то отдаляемся от озера то едем в правильном направлении, тут мы конечно пожалели что не посмотрели на одометр перед поворотом с указателем 16км. Стрелка на спидометре не пересекала шкалу 10км/ч, но мы двигались с такой скоростью уже больше двух часов, значит либо указатель врет, либо мы проехали поворот на озеро, либо поворота на озеро нет. Навигатор показывал что совсем скоро перед нами должна появится река Исток, вподающая в озеро Арангатуй, этот факт совсем не радовал. Приняли решение разворачиваться и возвращаться пока не стемнело. Но развернуть 5 метровый крузак на узенькой дорожке, с обеих сторон которой растут деревья, а под колёсами грязь, было не так просто, но мы справились. Мой штурман сработал на все 100. Моя жена, по совместительству отличный штурман, знает где меня может стянуть, когда скомандовать повернуть руль, вообщем знает своё дело. По дороге обратно, на нормальной дороге, нас обогнал УАЗ. Мы попросили остановится людей и узнали что поворот на озеро мы проехали, если это можно назвать поворотом, дороги до самого озера нет, только болото. Хотя раньше, со слов местных, дорога была выложена досками, но рыбаки и сборщики клюквы, использовали эти доски в качестве дров и теперь к озеру так просто не подойти. Тот факт, что на озеро мы в любом случае не смогли бы попасть, немного успокаивал. Значит не зря мы развернулись. 

Эту ночь, решено было провести в домике, в селе Монахово, с баней. Арендовали домик, договорились о бане, ждём пока позовут. Вызвали, заходим в баню, а там словно и не топил никто. Открыл топку, там даже углей нет. Хотя нам обещали что баня будет готова. Дрова есть, спички тоже и через 30 минут в парной можно париться с веником. Как хорошо после нескольких ночёвок в палатке, попариться в бане. Особенно когда вечером на улице +2 +3 градуса тепла. Ужин и сон, завтра нам предстоит путь на реку Алла. 

Утром я прогулялся по пешей тропе вблизи посёлка, осмотрел окрестности. Дошёл до посёлка Катунь. Все очень красиво, но немного однообразно. 

Дорога от Усть-Бургузина до Бургузина была в очень скверном состоянии, ее только начали ровнять грейдером. Пришлось двигаться очень медленно. По дороге произошла очень неприятная история. Увидев стоящий, на встречной полосе, крузак, мы решили остановится и если надо помочь. Помощь оказалось им нужна, прокол колеса, а штатного домкрата не хватает. Но у меня есть hijack. Ещё снимая домкрат с экспедиционного багажника, меня начал атаковать с вопросами любопытный дед (пассажир крузака), уже тогда, когда все валилось из рук от его неожиданного появления рядом со мной с вопросами,  надо было понять и либо вежливо попросить его удалиться и не мешать, на самый крайний случай просто послать. Но я этого не сделал о чем после очень сильно пожалел. Поднять крузак мы могли только возле фаркопа, что и попытались сделать. Но машину начало стягивать в сторону. И тут случилось то, о чем я много раз слышал, я начал опускать домкрат и тут этот несносный дед с очередным вопросом, прямо из-за плеча, очень неожиданно. Как итог я получаю ручкой реечного домкрата по подбородку. Думаю вы представляете силу удара. В глазах звездочки, первая мысль-сломал челюсть. Именно это я сообщил рядом стоящей жене, Вере. Вера, очень холодно и рассудительно спросила куда меня повезём, Баргузин или вернёмся в Усть-Баргузин? При этом я не успел заметить как она оперативно достала аптечку, вату, перекись и уже начинает обрабатывать мою рану. Буквально через 15-20 секунд, после вопроса куда везти, Вера поняла что если я так чётко разговариваю и не реву от боли, значит с челюстью все в порядке, обошлось без перелома. Обработав рану, забираем домкрат, под сопроводительную речь деда о том что это опасный домкрат и продолжаем путь дальше. Хочу ещё раз всем напомнить: Будте предельно внимательны при работе с реечным домкратом. Теперь я в качестве штурмана, Вера за рулём. Ещё минут 40 я прокручиваю у себя в голове всю ситуацию и корю себя за то, что не прогнал деда в самом начале. Как говорится - после драки кулаками не машут. 

В скорее на горизонте появился Баргузин и АЗС на которой мы пополнили запасы топлива и продолжили путь на реку Алла. 

После Баргузина, дорога стала лучше, начался асфальт и мы поехали быстрее. Ещё до заката, мы успели добраться до поворота в сторону Аллинских термальных источников, вблизи  посёлка Алла, и остановились на базе отдыха.

Река Алла.
Река Алла.
Шакари пристально наблюдает за потоками воды
Шакари пристально наблюдает за потоками воды
Спуск к реке.
Спуск к реке.

Развели костёр, приготовили ужин и под шум бурлящей, горной реки провели вечер. К тому времени, о происшествии с домкратом, мне напоминал лишь сломанный зуб и рана на подбородке. 

Утром мы отправились на водопад. Указатели говорили что до водопада 3км вдоль горной реки. На сам водопад, нам к сожалению не удалось посмотреть. Нашим четвероногим друзьям, Захару и Шакари, оказалось сложно пробираться по бурелому и огромным валунам, вдоль реки. К тому же они умудрились несколько раз окунутся в воды холодной реки и начинали замерзать. Они с нами везде, и может кто то скажет что это собаки и с ними ничего бы не случилось, но мы им преданы как и они нам. И если мы чувствуем что им сложно, даже не смотря на то, что мы не достигли цели, мы развернёмся и пойдём обратно. Это наша семья и мы за них в ответе. 

Вернувшись на базу, просохнув, отправились в лес за грибами и просто гулять. Уже ближе к вечеру мы решили что оставаться тут нам незачем и отправились обратно в Иркутск, что бы на следующий день продолжить путешествие до деревни Онгурен на северном берегу Байкала. Красивейший Бургузинский хребет провожал нас в обратный путь.

Баргузинский хребет.
Баргузинский хребет.
Баргузинский хребет
Баргузинский хребет
Баргузинский хребет
Баргузинский хребет

Ночь в Иркутске, и уже утром новый старт. 

Опять движемся в сторону острова Ольхон, но теперь мы будем смотреть на него с другого берега. Хорошая дорога, в сторону села Онгурен, заканчивается после села Курма. Дальше 90 километров дороги по которой больше 20км/ч ехать нельзя. Конечно есть совсем небольшие участки где мы набирали 60км/ч, но они настолько короткие, что о них забываешь через 5 минут.

Дорога в Онгурен
Дорога в Онгурен
Проходим брод на пути в Онгурен
Проходим брод на пути в Онгурен

Сама дорога, очень красивая, и может это даже хорошо, что ехать быстро нет возможности, можно наслаждаться природой и красивыми песчаными мысами. Но не стоит забывать о дороге, на которой полно огромных камней. Село Онгурен, ничем не примечательно, скорее нам хотелось посмотреть северный берег, как сам факт посетить его. Именно по дороге к Онгурен мы проехали полностью выгоревший лес. Раньше, я не сталкивался с лиственницей в природе, и когда мы разбивали лагерь и разводили костёр, а в качестве дров использовали мелкие ветки лиственницы, тогда я понял почему тут так боятся лесных пожаров. Лиственница горит иначе, мелкие ветки разгораются очень быстро, более толстые, горят долго и дают хороший жар. Костёр из дров лиственницы выглядит иначе. А может это мне так показалось.

Завершающий ужин на костре на берегу о.Байкал
Завершающий ужин на костре на берегу о.Байкал

 И вот уже наша завершающая ночь на озере Байкал. Мы , каждый сам для себя, подводим итоги. Хотелось более детально изучить эти места, но для первого раза, вполне достаточно. А то, что мы сюда вернёмся и не раз, это точно. 

Утром, мы опять собираем свой лагерь, но уже все иначе. Именно так чувствуешь себя когда цель путешествия достигнута.