ДВА ВАРИАНТА БУДУЩЕГО РОССИИ
Провозглашенная идея построения общества потребления в России на практике не оказалась самодостаточной идеей и не стала двигателем обновления и развития государственных и общественных институтов. Для того, чтобы это произошло, необходимо было снять противоречие между политическими целями и экономическими приоритетами. Это противоречие существовало при советской власти, осталось неразрешенным в переходном периоде и сейчас, как дамоклов меч, висит над властными структурами. Более того, после введения и усиления санкций, в стране объективно установилась новая парадигма: экономика в России стала концентрированным выражением политики. Неумелые действия власти за последние десятилетия в экономике и негативная реакция международного сообщества на последние политические шаги России на международной арене подтолкнули страну на мобилизационный путь развития. Это тупиковый путь, но нынешняя власть объективно не в состоянии отказаться от этого пути – Рубикон пройден. Гражданское общество и свободная экономика стали мечтой и делом следующих поколений.
При сложившихся политических и экономических реалиях равновероятны два пути развития страны.
Первый путь. Исходя из исторического опыта и мировосприятия населения, скорее всего, придётся концентрировать ресурсы и капитал в руках государства, обеспечивая при этом более-менее равномерное распределение благ и доходов среди населения, ограничивать права собственности и потребление элит. Иначе не избежать растущего социального напряжения и общественных волнений, которые могут существенно пошатнуть политическую стабильность, как зеницу ока охраняемую вертикалью власти.
Следует отметить, что при таких условиях любое «распределение благ и доходов» неминуемо усложнит и без того слабо реализуемую в настоящее время социальную справедливость, как равные возможности для каждого гражданина страны. Последнее нарушит шаткое равновесие в экономическом секторе, и государственная форма собственности окончательно загонит в экономическую резервацию малый и средний бизнес. В мировосприятии народа на необозримый период времени усилится сакральность «президентской власти», возрастет без того мистическое доверие к вертикали власти в ущерб демократическим институтам общества: исполнительной, законодательной и судебной системам, независимость которых друг от друга останутся благими пожеланиями.
Второй путь.
В России, фактор огромных территорий, неравномерности природных богатств, наличия разных этносов, религиозных конфессий и культурных ценностей отрицательно сказывается на единой экономике в виде общей экономической программы, создавая и поддерживая противоречие: центр – регионы. В такой диспропорции любые реформы всегда навязываются сверху – центром, результатом которых является рост местной бюрократии, коррупция и неминуемое повышение налогов.
Такие результаты реформ не помогут поднять у населения активность, подвижничество и веру в завтрашний день.
Дилемма будущего страны: или произойдет новая редакция НЭПа, что вероятно в условиях вертикали власти и авторитарного правления; или, реформы должны быть инициированы снизу, включать в себя элементы планового, централизованного управления, осуществляемого профессионально подготовленными чиновниками, отменив практику массового управления, которая сейчас господствует при «ручном управлении экономикой» (об этом моя статья «Октябрьские тезисы» на канале).