ЗИС-5 стал грузовым тружеником с большой грузоподъемностью в военное время и менее распространенным. У него была грузоподъемность больше чем у ГАЗ-АА в 2 раза, но обладал наименьшей распространенностью и проворностью, чем ГАЗ АА-ММ. ЗИС-5 начал свою историю в 1933 г. ЗИС-5 является модернизированной грузовой машиной АМО-3, которая производилась по лицензии из сборочных комплектов модели Autocar-SA. В 1933 году изготовили первую партию из 10 грузовых машин ЗИС-5, после настройки заводского оборудования и дорожных испытаний был развернут серийный выпуск, и ежедневный выпуск машин к 1934 году превышал 60 автомобилей. Тогда же вошла в моду обшивка фанерой фургона авто что позволило значительно сэкономить на его производстве.
Несмотря на заокеанские корни, машина ЗИС-5 представляла собой практически целиком отечественную разработку. Отечественная модификация была проще, неприхотливее, выносливее и ремонтопригоднее. По сравнению с американской версией была повышена грузоподъемность, проходимость, а для этого была повышена мощность движка с 60 до 73 «лошадок». Американский мотор был форсирован и получил некоторые изменения в системе охлаждения, топливной системе, коробка передач была усилина, доработан карданный вал. Машина способна была работать в любых условиях. Достаточно мощный, малооборотистый тяговитый двигатель хорошо справлялся с любым бездорожьем, а есть дополнить задние колеса грунтозацепами или цепями, становился фактически вездеходом.
Недостаток конструкции ЗИС-5 – это жесткость рамы на кручение, но поистине в боевых ситуациях это даже было преимущество: скручивающаяся рама повышала ход подвески колес автомобиля, и машина могла проходить через наиболее глубокое бездорожье. В условиях войны с 1942 года, ЗИС-5 выпускался в упрощенном варианте ЗИС-5В. На машину ставили одну фару, кабину делали из вагонки и фанеры, крылья изготавливались из простого листового железа, лишился откидных бортов кузов.
Можно считать ЗИС-5 первой отечественной машиной, которая шла на экспорт: в 1934 г ЗИС-5 было продано в Турцию 100 машин. Также автобусы и грузовики ЗИС экспортировались в Ирак, Румынию, Литву, Иран, Эстонию, Латвию. На базе ЗИС-5 выпустили большое количество модификаций, как ЛЭТ – на базе ЗИС-5 электромобиль, ЗИС-42 с гусеничным приводом. Всего автомашин ЗИС-5 и его модификаций было выпущено 600 тыс. единиц.