Как не попасть в жизненный и карьерный тупик? 4 понятия, которые могут вам пригодиться [часть 2 из 4]

В первой части этого открытого урока из курса по разработке личной стратегии мы в общих чертах определили карьерные перспективы большинства россиян. Надеюсь, такой же анализ вы сделали для себя и для своей отрасли, а также оценили перспективы перехода на благоприятные и неблагоприятные карьерные траектории.

С карьерными траекториями мы детально разбираемся в другом уроке, а сейчас вернёмся ко второй части нашего урока. Напомню, мы перешли к понятию корпоративных страт и сегодня раскроем это понятие вместе с понятием режима развития.

Человеческие способности и страты

В этом уроке мы разберём, каким образом оцениваются некоторые человеческие способности и как они влияют на отнесение конкретного человека к некоторым уровням (стратам).

На схеме внизу вы можете увидеть демонстрацию принципа развития масштаба мышления, представленного в исследовании “Human Capabilities” Эллиотом Джаквесом (Elliot Jaques). Надо учесть, что данный подход не совсем универсален и относится, скорее, к большим иерархическим организациям.

Он рассматривает классическую карьеру, когда человек постепенно, в силу своего опыта в организации, созревает к следующей должности.

Развитие человека в зависимости от временного горизонта мышления и возраста. По материалам исследования “Human Capabilities”, Elliot Jaques, 1963
Развитие человека в зависимости от временного горизонта мышления и возраста. По материалам исследования “Human Capabilities”, Elliot Jaques, 1963

Поясню, что видно на этом графике.

Горизонтальная ось показывает возраст человека.

Вертикальная ось совмещает два измерения: временной горизонт мышления и страты.

Временной горизонт мышления – это способность оперировать конкретной временной перспективой при анализе и принятии решений. Не секрет, что некоторые люди вполне комфортно могут жить одним днём и не испытывать при этом неудобств, в то время, как некоторые редкие индивиды могут при принятии решений исходить даже из столетий.

Страты обозначают уровни, которым свойственен определенный временной горизонт мышления. На слайде ниже показана иллюстрация, как соотносятся страты с временным горизонтом.

На самом деле, эти страты в теории, которую мы рассматриваем, приблизительно соответствуют должностям. Ещё более близкой классификацией являются так называемые грейды, которые применяются для ранжирования сотрудников по нескольким параметрам. Во всей этой истории есть зависимость от размера предприятий, но если упростить, то первой страте будут соответствовать рабочие, специалисты, исполнители типовых операций.

Вторая часть открытого урока из курса по разработке личной стратегии посвящена корпоративным стратам и режимам развития личности. К какой корпоративной страте вы относитесь?-2

К четвёртой страте относятся директора средних компаний, а к седьмой – руководители крупных предприятий, которым для принятия решений требуется видеть перспективу на 50 и более лет.

Режимы развития

Что показывают синие линии?

Синие чуть изогнутые линии на первой иллюстрации показывают темп или режимы развития. Согласно графику, режим развития масштаба мышления и, соответственно, время готовности сотрудника к следующей должности, достаточно стабильно. Если человек изначально думает с горизонтом в в неделю, то вряд ли он радикально увеличит свой горизонт мышления с течением жизни.

Причем, как мы видим, существует несколько режимов созревания сотрудника, который показывает скорость развития. В общем, темп развития человека зависит от того, какой масштаб мышления был у него в начале карьеры. Это показывает начальная точка каждой синей линии. Получается, что чем выше ваш начальный уровень, тем быстрее развитие.

Разберём эти зависимости чуть позже, а теперь попробуем сделать расширение этой теории на остальные сферы нашей жизни. Хотя рассматриваемая теория распространяется на профессиональный рост, есть некоторые основания полагать, что данный подход можно использовать во всех областях нашей жизни.

Как мы уже поняли, учёные доказали, что масштаб и горизонт мышления крайне важны в профессиональной жизни. Профессиональная жизнь за редким исключением великих людей длится меньше, чем жизнь. Но если учесть не только профессиональную карьеру, но и подготовку к ней, то явно видно, что длительность карьеры и жизни вполне сопоставимы. А значит масштаб и горизонт мышления будут влиять на нашу жизнь сходным образом. Не вижу оснований считать обратное.

Предлагаю не плодить дополнительных понятий и терминов, а также не отклоняться от сути представленной теории. Давайте будем использовать терминологию карьерного развития и для всех остальных сфер жизни, имея в виду, что это относится и к образованию, и к бизнесу, и к большинству других важных сфер нашей жизни.

Мы изучили 2 из 4 понятий, который нужны для того, чтобы управлять нашей долгосрочной траекторией развития. В следующей части урока мы займёмся масштабом мышления, а пока вы можете оценить степень своего развития по 20 сферам жизни.

Для этого нужно пройти специальный тест. По результатам теста вы получите 5 рекомендуемых параметров для вашей личной стратегии.

Вторая часть открытого урока из курса по разработке личной стратегии посвящена корпоративным стратам и режимам развития личности. К какой корпоративной страте вы относитесь?-3

Действуйте стратегически и пройдите тест. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить полезный инструмент для долгосрочного планирования.