Найти тему
Русские реформы

Почему образование в России так ужасно, и как его исправить

Всем привет! Сегодня поговорим про одну из самых насущных сфер нашей жизнь - образование. Почему же у нас всё так плохо в этом вопросе? Есть ли какие-то плюсы, не может же быть совсем всё плохо? Давайте разбираться.

Пройдемся по основным проблемам нашего образования:

1. Всех берет под одну гребёнку.

Не рассматривает человека как личность. Всех уравнивает и учит одинаково. Как тупого, так и гениального. Есть некая стандартизация ЕГЭ, которая уже с самых ранних классов берётся за эталон для образовательного процесса, все школьные годы человек не готовится к жизни во взрослом мире, а учится работать по шаблону.

2. Недостаточный выбор профилей обучения.

Да, действительно, за последние годы скачок в крупных городах сделан довольно большой, выбор профилей дают, но не везде и не сразу, и в регионах, далёких от Москвы, с этим явные проблемы. Но даже если ты и можешь выбрать какой-либо профиль (а их немного), ты берешь все предметы из этого профиля. Нет возможности выбрать именно определенные для изучения предметы, можно забирать только так называемыми "пакетами".

3. Не дает практических знаний.

Этот пункт, скорее, вытекает из пункта 1. В Российских школах дают только теорию, зачастую абсолютно ненужную рядовому человеку. Хотелось бы научиться чему-то более практичному и применимому в жизни. Большинство школьников просто не знает как забить, допустим, гвоздь, как оплачивать “коммуналку”, как получить какой-нибудь документ, как вести переговоры и прочее.

Урок робототехники
Урок робототехники

4. Ужасная система оценивания.

Соглашусь, что система оценивания все ещё зависит от учителя, и оценки могут быть объективными. В последнее время для этого многое делается. Но в большинстве случаев система оценивания по-прежнему субъективна и не отражает реальных знаний по предмету. Здесь снова вспоминаем наши экзамены и подготовку к ним. Нет никакого мышления, всего лишь заучивания вопросов и ответов к ним. Ради чего? Ради знаний? О нет. Ради баллов, ведь они важнее, чем настоящие знания.

Заполнение бланка ЕГЭ
Заполнение бланка ЕГЭ

5. Набор в университеты.

Из 4 пункта следует, что и в вузах тоже смотрят не на твои знания по каким-либо темам или вопросам, а на баллы в аттестате. Тем самым вузы берут людей, у которых зачастую нет никаких навыков. Я считаю, что очень хороша практика ДВИ (дополнительных вступительных испытаний), эти испытания по вашему будущему профилю учёбы помогают вузам выявить уже реально что-то умеющих людей. Очень хорошо, что такая система распространяется, но плохо, что только в топ-вузах.

Приёмная комиссия в МГУ
Приёмная комиссия в МГУ

6. Сами школы устарели.

Школы отталкивают своим комфортом и удобствами. При этом именно эти факторы довольно сильно влияют на эффективность обучения. Все мы помним про ужасные туалеты, неудобные парты и стулья, как и про их неудачную расстановку. Но в наше время стоит задуматься о том, чтобы школы были современными, многофункциональными, удобными и комфортабельными. Я говорю не просто о паре диванчиков, а о приятном образовательном пространстве, как, к примеру, в офисах Яндекса и Google. Школа продвигает идеи ЗОЖ, хорошего тела и т.п., когда сама становится источником проблем с осанкой, зрением и не только. Пора превращать наши школы в места, где дети будут учиться с радостью и удовольствием.

Столовая в офисе Яндекса
Столовая в офисе Яндекса

Как говорится, критикуешь - предлагай. Вы спросите: что я могу предложить? Чтобы улучшить наше никчемное образование? Конечно, в образование нужно направлять больше денег. Нужно осовременить наши предметы, наших учителей, нашу систему. Нужно улучшить комфорт в кабинетах и вне их, дабы ученики получали удовольствие от обучения.

Начать можно, к примеру, с реформы о профилях, которые уже сделают наши школы более лояльными к детям:

1 вариант

5 лет ребенок учится без какого-либо выбора предметов (4 года в начальной школе, один год - в средней). В 6-м классе предоставляется выбор, на что можно сделать упор - это два-три предмета. НО это не значит, что остальные предметы перестанут изучаться! Их также будут преподавать, только никакого упора на них не будет. Менять предметы можно будет в начале каждого нового учебного года. До 9-го класса обучение будет проходить по такой системе. Далее можно уйти в колледж, а можно продолжать учиться до 11-го класса. И после этого пойти в университет (или не пойти). К слову, необходимо перестроить школы и отобрать учительский состав под данную систему. ОГЭ, как и ЕГЭ, нужно убрать. Вместо этого нужно ввести экзамены при поступлении в ВУЗ или колледж.

Недостаток:

Данный вариант имеет один большой недостаток, он очень сложно реализуем даже в Москве, но если захотеть, то всё возможно.

2 вариант

До 7 учишься без выбора профиля. С 7 выбор предпрофиля, сделать обширный выбор профилей. Учишься до 9, с 10 выбираешь себе профессиональное учреждение (уходишь в колледж). ЕГЭ ликвидируется, вводятся экзамены в самом колледже, а потом, если человек желает, сдаёт вступительные в вузе и идёт учиться дальше или же идёт долг Родине отдавать. Плюс здесь в том, что если человек идёт в армию, то ему уже не 18-19, а 20-21, и он уже что-то умеет делать. Школьные пространства изменить, но не координально, использовать уже имеющуюся инфраструктуру и преподавательский состав.

Недостаток:

Минус в том, что всё может стать от этого только хуже, новая система может ничего не изменить, а скатиться в ту же, что сейчас, только учёба будет дольше.

Спасибо за внимание!) Подписывайтесь на канал, здесь будет ещё много интересного про реформы. Пишите комменты с критикой или предложениями! Планируем ещё часть про дистанционку)

У статьи также есть соавтор - Антон Кочетов, канал выражает ему огромную благодарность.