Не отпускает меня тема Фрита, ох, не отпускает. Не знаю, почему. Может потому, что меня всегда увлекала человеческая натура. А Фрит - это такой вот сложный комплекс из лицемерия, как внешнего, так и внутреннего, и морализаторского духа. А может быть все не так, и он был этаким тайным диссидентом, тонко подтрунивающим над порядками викторианской эпохи.
Вот, например, "Жизнь на морском побережье" (1854)...
Это картина, на которой изображен городской люд, наслаждающийся погожим деньком на пляже Рэмсгейт Сэндс. Мы видим рабочих, которые выбрались, оставив труды и заботы, отдохнуть со своими семьями. Кстати говоря, критики считают, что картина для своего времени нетипичная и даже скандальная:
"в то время, когда рабочий класс изображался либо как трудящийся в полях, либо как нищий и стоящий в очереди в работный дом, образ их трезвого, ответственного поведения и веселья в местах, которые ранее, до расширения железнодорожного сообщения, были доступны только обеспеченным гражданам, многие воспринимали как образ положительно вульгарный и подстрекательский"*.
Тем не менее картину эту все же выставили в Королевской академии. Критика прекратилась, когда "Жизнь на морском побережье" получила одобрение королевы Виктории, которая купила ее за кругленькую сумму в 1000 гиней. Говорят, ей понравился вид ее счастливых и довольных жизнью подданных.
Четыре года спустя после этого успеха Фрит написал картину, которая произвела сенсацию и теперь считается его шедевром – "День дерби".
Эпсомское дерби, на котором присутствовали члены королевской семьи, считалось самым "высококлассным" в стране. Однако, Фрит изобразил другую сторону события: тысячи рабочих людей, которые собрались на холме вдали от трибун, чтобы поесть, выпить, поиграть и повеселиться.
Более того, на картине стал очевиден контраст между богатыми и бедными людьми. В центре картины - акробат и его маленький сын, который с тоской смотрит на роскошный пикник, обустраиваемый лакеем. Позади этой трагической группки стоят экипажи, заполненные зрителями, среди которых щегольски одетые джентльмены и красивые леди.
В дальнем левом углу, рядом с высоким шатром, группа мужчин в цилиндрах окружила столик зазывалы, приглашающего принять участие в игре (да-да, наперсточники существовали и тогда). Человек слева, вынимающий из кармана записку, сообщник мошенника. Он соблазняет игрой простоватого на вид юношу, жена которого пытается удержать того, тяня за руку.
Справа от этой группы другой мужчина. Стоит, засунув руки в карманы. Он еще надеется найти свои золотые часы. А они уже в руках у краснощекого вора, который стоит позади.
С женскими персонажами все тоже неоднозначно. Вот, в правом углу картины, в экипаже и с белым летним зонтиком изображена содержанка, к которой тянется цыганка, предлагая предсказать ей судьбу. К экипажу с беззаботным видом прислонился щеголеватый молодой человек - это ее содержатель. Он присматривается к букетикам, которыми торгует босоногая девочка в лохмотьях. А может и не только к букетикам, кто их знает, этих содержателей...
Неоднозначное содержание этой картины вызвало новую волну обвинений. Сейчас нам, глядя на нее, и представить сложно...Но Фрит был уличен современниками в том, что опорочил благородное событие присутствием простого люда! Возмущение только возросло, когда, при ближайшем рассмотрении, оказалось, что на картине изображены всех сортов пороки: воры и мошенники, обольстители и продажные женщины...
В общем, странные взгляды были у Фрита. И, хотя его картины не цепляют эмоционально, они - любопытное отражение эпохи.
Источники информации здесь и здесь.
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я думаю, о ком еще написать, можно прочитать другие мои статьи о Фрите: