HP REVERB G2 ОБЗОР НА РУССКОМ

1,2K прочитали

Эта статья является обобщенным дайджестом зарубежных обзоров и собственного опыта использования множества других сетов виртуальной реальности за последние 5 лет. Поэтому информация точна и объективна на 90%. После запуска в России Вы найдете уточнения к обзору и мои личные впечатления на канале VR Studio. А теперь погнали!

Эта статья является обобщенным дайджестом зарубежных обзоров и собственного опыта использования множества других сетов виртуальной реальности за последние 5 лет.

Сперва - самое главное для тех, у кого нет времени: HP Reverb G2 - сет виртуальной реальности для ПК. Мощного ПК. Топового ПК. Потому что у него чрезвычайно высокое разрешение панелей. А угол обзора - не очень. В сумме это означает, что на нем самая незаметная пиксельная сетка из потребительских устройств, но при этом без замыливания диффузорами. Подключается только по кабелю. Использовать - комфортно, картинка - одна из лучших на сегодняшний день. Звук в комплекте, и он прекрасен. Родной софт не самый лучший, но он вам особо будет и не нужен, так как вы будете пользоваться Steam VR.

Самое слабое место сета - отслеживание контроллеров. Оно хуже, чем у Oculus (а также, разумеется, у Lighthouse устройств), но жить с этим можно. Ну и да - никакого фейсбука. Кому покупать? Всем чувакам с крутыми компами, а в особенности тем, кто на первое место ставит четкость изображения и комфорт от длительного использования, но по каким-то причинам не хочет брать Valve Index. Ну и каждый любитель авиа и автосимуляторов взять себе этот шлем просто ОБЯЗАН.

Теперь видно даже самый мелкий текст
Теперь видно даже самый мелкий текст

Ну а теперь по традиционному списочку, начиная от визуала:

ВИЗУАЛ. ДИСПЛЕИ. ЛИНЗЫ

Самая главная фича нового шлема - это качество картинки. Достигается применением двух LCD дисплеев разрешением 2160 на 2160 пикселей и линз с одним из самых низких углов обзора - на уровне с Rift S. Цифры в градусах не привожу, так как они сильно разнятся для каждого из множества типов лица у пользователя. Так вот - если поделить наше огромное число пикселей в этом шлеме на "крошечный" (в сравнении с другими) угол обзора, то получается самая высокая концентрация "графония" в видимом изображении.

Самое подробное изображение из всех потребительских шлемов
Самое подробное изображение из всех потребительских шлемов

Очень важным фактором для многих (в том числе и для меня) является такая характеристика, как Sweet Spot. Но для большей ясности все-таки нужно его разделять на 2 составляющие:

Eyebox - это то, насколько точно нужно расположить линзу напротив глаза, чтобы получить четкую картинку. Больше Eyebox - менее тщательное теребление шлема перед игрой. Вот например с линзами от вайвов можно практически не париться - налепил кое-как шлем, и больше не отвлекаешься, а вот Valve Index или Quest 2 приходится постоянно и щепетильно подгонять, чтобы картинка была приемлемо четкой в центре поля зрения. Информации по Reverb G2 в этом плане однозначной нет - все-таки здесь очень многое зависит от физиологии пользователя. Поэтому давайте взглянем на возможности подгонки этого самого шлема.

  • Первый плюс - самый важный. Есть точная настройка IPD (межзрачкового расстояния - линзы можно двигать "вправо-влево") - от 60 до 68 мм. Большинство женщин и детей как обычно в пролете (у них в среднем это значение меньше 60 мм), но "среднестатистический белый мужчина средний лет" сможет настроить этот параметр для себя с субмилиметровой точностью (а не в нескольких фиксированных позициях, как на квест 2 к примеру).
Что представляет из себя IPD
Что представляет из себя IPD
  • Второй плюс - возможность наклона шлема относительно горизонта - как говорят пилоты, "тангаж". Делается это конечно нетривиальным способом - например подкладыванием магнитиков под одну из сторон лицевой маски, но даже такая возможность есть далеко не на всех устройствах, а некоторым она просто необходима!
Если нужно немного наклонить шлем
Если нужно немного наклонить шлем
  • Нет Eye Relief - это возможность двигать линзы "вперед-назад", то есть относительно "плоскости лица". Так что в очках и длинных ресницах сюда лучше не залезать, а любители "максимального угла обзора" тоже не смогут пододвинуть линзы вплонтую. Это минус. Конечно, ситуацию можно исправить опять же подкладыванием магнитиков или заменой лицевой подкладки, но это уже совсем другая история.
Eye Relief на примере шлема от HTC
Eye Relief на примере шлема от HTC

Вторая составляющая Sweet Spot - это так называемое edge to edge clarity, означающее величину "пятна" высокой четкости. То есть при хорошем показателе этой характеристики вам не потребуется особо вертеть головой, чтобы разглядеть что-то, происходящее на периферии вашего зрения. Здесь тоже все трудноизмеримо и похоже, что субъективно. Однако наверняка можно сказать, что ситуация не хуже, чем на Index, так как используются те же самые, но более современные и модернизированные линзы от Valve.

Там, где кончается "sweet spot"
Там, где кончается "sweet spot"

Третья сторона, влияющая на качество видимой картинки - это софт. Дело в том, что по естественным причинам использование линз накладывает определенные оптические артефакты и геометрические искажения, которые устраняются программным способом уже на стороне ПК. В этом плане опасения может вызывать именно платформа шлема - Windows Mixed Reality, которая некоторым может показаться слегка заброшенной. Однако, последнее обновление Windows показывает, что это не так. Специально к релизу HP Reverb G2 апдейт винды значительно улучшил коррекцию хроматических аберраций, геометрических искажений, да и увеличил производительность, оптимизировав необходимую зону рендера - hidden area mesh.

Слева - до коррекции, справа - после коррекции софтом
Слева - до коррекции, справа - после коррекции софтом

Угол обзора FoV, как мы уже упомянули, совсем небольшой. Касается это как вертикальной составляющей, так и горизонтальной. Если все же вам хочется конкретной цифры, то она - около 90 градусов по горизонтали и 120 по вертикали. Кроме того линзы по какой-то причине значительно урезаны с внутренней-верхней стороны, что уменьшает зону стереоскопического перекрытия. Заметно ли это при ежедневном использовании? Тоже сказать пока трудно.

Эта статья является обобщенным дайджестом зарубежных обзоров и собственного опыта использования множества других сетов виртуальной реальности за последние 5 лет.-9

Оптические косяки, типа неравномерности засвета панелей, "лучей бога" godrays, pupil swim и прочих гадостей вроде как тоже сведены к минимуму. Но тут уже все ложится на доверие к экспертам. Сам я пока в шлем не заглядывал, и до сегодняшнего дня обманывался на эту тему уже не раз и не два. А опасения не напрасные - предшественник сегодняшнего героя - оригинальный HP Reverb показал себя с этой стороны просто ужасно.

Уровни черного традиционно хуже, чем на OLED экранах, а цвета чуть менее сочные. Но разница со сменой поколений VR LCD дисплеев становится все менее заметной - по сравнению, например, с Rift S вы увидите значительные улучшения.

Хорошие и плохие уровни черного
Хорошие и плохие уровни черного

Ну и не стоит забывать о частоте экранов шлема. Здесь нас ждут стандартные приемлемые 90 Гц. (Для примера Index может работать до 144 Гц, а Rift S - на 80 Гц).

АУДИО

По звуку никаких свежих новостей - это все те же фирменные околоушные динамики от Valve - они не касаются ваших ушей, но при этом обеспечивают очень реалистичный звук, правильно используя геометрию вашего уха. Громкость и ширина частот тоже на высочайшем уровне.

То самое аудио от Valve
То самое аудио от Valve

Единственный для кого-то минус такого дизайна - вы не изолированы от окружающих звуков, а окружающие не изолированы от звука вашего шлема.

КОНТРОЛЛЕРЫ

Больная точка всех WMR шлемов стала чуть менее больной. Новые контроллеры, специально заточенные под Reverb G2, могут похвастаться более эргономичным дизайном и общепринятым стандартным набором элементов управления - в общем, всё очень и очень сильно напоминает Oculus Touch, кроме разве что архаично выпирающего кольца трекинга, которое досталось в наследство от причастности к семье Windows Mixed Reality устройств - видимо изменить эту составляющую уже не так просто.

HP reverb G2 (по краям) и Oculus Touch (в центре) контроллеры
HP reverb G2 (по краям) и Oculus Touch (в центре) контроллеры

Отслеживания касаний пальцев по кнопкам, как на окулусовских или валвовских контроллерах, правда тоже не будет, да и органолептические ощущения от этих контроллеров не настолько приятные.

В целом - лучше, чем было на предыдущих WMR сетах, но хуже, чем у остальных популярных альтернатив (я не про тебя, HTC, иди обратно в свой угол).

ТРЕКИНГ

Отслеживаться в пространстве с помощью двух камер предыдущим WMR шлемам было сложно. Нет, ну самим шлемам этого еще было более-менее достаточно, но вот контроллеры постоянно улетали из поля зрения, дрыгались, исчезали и совершали прочие непотребства во время игры. Но теперь для отслеживания используется сразу 4 камеры, так что ситуация значительно улучшилась, но до уровня трекинга от Oculus все еще не дотягивает.

4 камеры для трекинга
4 камеры для трекинга

Ну и из-за того, что трекинг происходит в видимой части светового спектра, нужно внимательно подходить к выбору освещения в игровой зоне - оно обязательно, но не должно быть слишком сильным - чтобы не "ослепить" камеры шлема. По очевидным причинам использование хорошего хромакея в игровой зоне тоже крайне негативно скажется на качестве трекинга- ему будет просто не за что "зацепиться". Поэтому блогерам это устройство может не особо прийтись по душе.

Насколько же несовершенный трекинг будет вас выбешивать при ежедневном использовании, я сказать все-таки не могу, так как на руках у меня уже есть один негативный опыт - множество людей, в том числе и профессиональных VR пользователей публично высказываются о том, что отслеживание контроллеров на Samsung Odyssey+ работает превосходно, и подводит только в исключительных случаях, когда я же в свою очередь считаю его ниже удовлетворительного уровня, хотя и давал ему не единственный шанс, опробовав несколько разных сетов, типов освещения и игровых зон.

КОМФОРТ

В этом плане шлем отрабатывает свой хлеб на пятерку. Крепление списывали с Valve Index, и получилась неплохая, чуть более дешевая вариация с лямками на велкро (как у Рифта CV1) вместо колесика (как на том же Индексе).

Вот за эти лямки нужно будет потянуть для затягивания крепления
Вот за эти лямки нужно будет потянуть для затягивания крепления

Наушники тоже не будут вас беспокоить, потому что они даже не будут касаться ваших ушей.

Качество материалов тоже на месте - нам изначально обещали "корона эдишн" без ткани на лицевой подкладки и затылке, но отказались от этой идеи, оставив приятнейшие подкладочки валв индекса.

Игру через кабель сейчас многие считают устаревшей, но от этого на ревербе пока не уйти. Правда, кабель здесь в комплекте идет добротный - 6 метров, что удовлетворяет большинству игровых пространств.

В случае необходимости головное крепление поворачивается на 90 градусов, что позволяет быстро "заглядывать" в шлем, не надевая его. Это... наверное очень удобно для разработчиков?

Эта статья является обобщенным дайджестом зарубежных обзоров и собственного опыта использования множества других сетов виртуальной реальности за последние 5 лет.-15

СОФТ

HP Reverb G2 все так же тесно привязан к платформе Windows Mixed Reality, поэтому вас ждет все тот же не самый удобный софт, который еще иногда и подкидывает проблем с совместимостью (например, я не могу подключить Valve Index, пока не удалю WMR из стима)

Хорошая новость - вы с ним не будете особо сталкиваться, так как основное свое время проведете, играя через Steam VR.

Домашний мирок WMR
Домашний мирок WMR

Однако, если же вдруг вы планируете использовать шлем не только для игр в виртуальной реальности, то сможете даже найти в домашнем окружении WMR множество полезных функций. Но это история для отдельного обсуждения.

ЦЕНА

В США ценник на этот сет составляет 600 долларов, однако продаваться он будет и официально в России, что может оказаться приятной новостью для всех, кто не любит покупать товары зарубежом, а также для всех, кто закупает VR оборудование официально. Ценник в РФ пока мне неизвестен.

ИТОГО

Пока что выглядит все очень и очень неплохо. Возможно даже как альтернатива сету Valve Index по более щадящей цене и без танцев с бубном по поводу покупки, но более печальным трекингом, контроллерами и чуть менее впечатляющими углом обзора и герцовкой экранов. Для меня же все еще осталось несколько белых пятен, которые я смогу для себя разрешить, только опробовав сет в деле самостоятельно. Сделаю я конечно же это вместе с вами в прямом эфире, поэтому буду рад видеть в моих соцсетях:

★ ВКонтакте (весь контент систематизирован): https://vk.com/str_vr

★ Твич со стримами: https://www.twitch.tv/vr_studio

★ Тикток: https://www.tiktok.com/@vr_studio

★ Youtube: https://www.youtube.com/c/VRStudio