Река Сакмара, а также все близлежащие окрестности окутаны множеством преданий, историй и загадок. Например, легенда о поющих берегах.
В давние времена возле берегов Сакмары располагалась небольшая деревушка. И жила в ней молодая девушка Марья.
Хрупкая, милая, воистину русская, та самая русская девушка-символ с огромными ясными синими глазами и золотой косой, достигающей земли.
Жила Марья со своей больной старой матерью. Бедно жили, и только одно их спасало — цветы, которые девушка выращивала во дворике. Целыми днями она возилась с ними, поливала их, даже разговаривала, как с живыми. Люди охотно покупали у Марьи цветы, т. к. были рады помочь этой славной девушке.
В дни, когда ей было особенно грустно, она уходила к Сакмаре, садилась на высокий обрыв, глядела печально на воду и плакала.
Однажды вихрем пронеслась по старой деревушке разукрашенная, запряжённая двумя вороными, повозка. Жители, прекрасно знавшие друг друга с недоумением смотрели на злую красавицу, выходящую из этой повозки. Это была дочь влиятельного человека. Весь Оренбург знал, до чего же она строптива и упряма.
— Где, — закричала она, — та девка, что цветами торгует? Дошел до меня слух, будто прекрасней её и нет никого!
— Это верно, — подтвердила какая-то бабка, — никого.
Какое же зло охватило тут барышню! Затопала она ногами, и прямо-таки зашипела от ненависти, да от зависти и отправилась в дом Марьи. Ох, как хотелось ей погубить свою соперницу, она и слышать не хотела о том, что кто-то красивее её.
Но Марьюшки в ту пору не было дома. Лежала в доме только её больная мать, да и та не могла подняться. Злая девушка посмотрела прямо через ограду во двор, и, увидев там прелестные цветы, неслыханно обрадовалась. Распахнула она ворота настежь и впустила во двор своих вороных. От тесноты кони ржали, метались и затоптали все цветы Марьи.
Придя домой, Марья обнаружила, что все цветы погибли. Пошла она на Сакмару, села на берегу и заплакала:
— За что, — рыдала она, — за что мне это, реченька?
Прошло время. Потеряла девушка мать и стала жить у соседей, которые приютили бедную девушку.
А та злая девица, то ли так Бог велел, то ли ещё что, заболела оспой и выпали у неё волосы, да лицо изуродовалось.
Приехала она снова в то место и снова встретила там Марьюшку, которая, несмотря на горе, ещё больше похорошела. Обезумела от ярости барышня, вынула из кармана ножницы и — чик! — отхватила у девушки косу.
— Вот, — крикнула она, — у меня нет косы, пусть и у тебя не будет! — и бросила отрезанную косу в лицо Марье.
Девушка вскрикнула и с позором убежала на берег реки, а та гневная девица за ней. Смотрит, Марья сидит на обрыве высоко над водой и слезинки роняет. Подкралась злодейка сзади:
— Пусть ты красивей меня, а я уродлива. Но не увидит больше света твое красивое лицо, как не увижу твоего лица я — и столкнула девушку в воду.
Марья даже ни обернулась, ни вскрикнуть не успела — утонула.
С той поры душа Марьюшки по ночам ходит по берегу и поёт о людской несправедливости, жалуется на свою судьбу — убиенная из-за собственной красоты и наивности. Местные поговаривают, что до сих пор на берегах Сакмары иногда слышен тихий плач.