Не все попытки «пролезть через узкое горлышко» в высший административный эшелон заканчиваются столь успешно.
Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России, считает, что в ряде случаев позиция второго лица оказывается для менеджеров тупиковой по той причине, что многие из них переоценивают собственные способности и объективно «не тянут», не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к руководителям высшего эшелона. «Вторым» может не хватать связей для ведения самостоятельного бизнеса или для руководства компанией за пределами знакомого им рынка.
Без особых успехов завершилась начавшаяся волна переходов российских партнеров западных аудиторских компаний на руководящие должности в секторе информационных технологий. Андрей Даниленко из Ernst & Young ушел в интернет-проект IBS, Сергей Лихарев из Delloite & Touche возглавил Data Center – «дочку» «Голден Телеком», Алексей Резникович и Лев Николау покинули McKinsey ради собственного проекта emax, из PricewaterhouseCoopers в ru-Net Holdings перешел Леонид Богуславский. Можно вспомнить еще несколько примеров такого рода. Здесь инвесторы и совладельцы готовы были предоставлять высококлассным управленцам финансовый карт-бланш, долю в бизнесе и широкую свободу инициативы для реализации самых смелых проектов. Однако из-за последовавшего кризиса в интернет-бизнесе многим из них пришлось позже вернуться на прежние места работы.
Нередко executive, уходящие из компании, чтобы стать соучредителями нового бизнеса, схлестываются со своими новыми партнерами в вопросах по поводу собственности, которые на прежнем месте работы им решать не приходилось. В конце 1998 года топ-менеджеры аудиторской компании «Юникон/МС» Игорь Пикан и Анна Белова организовали собственную компанию «Современные бизнес-технологии» (СБТ), зарегистрировав ее на номинальных учредителей. Вскоре они со скандалом были уволены из «Юникона» и увели за собой в СБТ 17 служащих. После операции по выкупу пакетов акций у номинальных учредителей между Пиканом и инвесторами, также вложившими деньги в компанию, разгорелся новый конфликт, который завершился отчуждением в судебном порядке акций Игоря Пикана. Беловой и Пикану пришлось начинать с нуля новый аудиторский бизнес – «Развитие бизнес-систем» (РБС). Впоследствии Белова перешла в МПС и стала курировать вопросы реформы отрасли.
«Холодный душ» для «коня»
Другой причиной, по которой top-executives не торопятся менять место работы, даже если оно их не всем устраивает, является обилие на рынке предложений от недобросовестных работодателей. Заманчивые предложения о трудоустройстве нередко выдвигаются исключительно с целью получить доступ к ценной информации, которой располагают высокопоставленные менеджеры.
Так, среди специалистов HR ходит легенда о том, как накануне попытки агрессивного поглощения некоего кондитерского комбината крупным холдингом кадровики агрессора обнаружили в дружественном агентстве по трудоустройству крайне интересное резюме. В нем не было указано имя кандидата, но по номеру факса, с которого оно было отправлено, и по приведенным данным биографии и другим косвенным признакам удалось вычислить автора.
Им оказался один из замов гендиректора компании-мишени – классический «застоявшийся конь» – ко всему прочему, еще и недовольный размером своей зарплаты. Ему назначили интервью, в котором под видом сотрудников агентства участвовали спецы из холдинга. По ходу беседы опытные психологи спровоцировали зама, ему захотелось продемонстрировать свою значимость и осведомленность в делах компании, и он выложил врагам массу закрытой информации.
Полтора года назад «Группа МДМ», чтобы прорваться на атомный рынок, переманила из «Альфы» специалистов, курировавших работу с предприятиями атомной промышленности. Им были предложены повышения в должности, более высокие оклады и компенсационные пакеты. Кирилл Струков сменил должность заместителя главного бухгалтера Альфа-банка на место главбуха Конверсбанка, вице-президент-куратор Альфа-банка Вадим Бойко стал зампредом совета директоров «Группы МДМ» и т.д. Вскоре МДМ отказался от своих «атомных амбиций», и все эти менеджеры незамедлительно были уволены.
Кадровики также рассказывают «страшные истории», в которых стремление высокопоставленных менеджеров сменить место работы использовались компаниями для того, чтобы заставить кандидата немного поработать на себя бесплатно. Так, представители некоей розничной сети из провинции этим летом засыпали московские кадровые агентства заявками на подбор кризисного управляющего. На высокий оклад клюнуло множество менеджеров, от каждого из них провинциальные ритейлеры требовали разработать проект вывода сети из кризиса, а получив его, отказывали кандидату.
Подобные истории, обсуждаемые на сайтах менеджерского сообщества, действуют на «застоявшихся коней» как холодный душ, заставляя их оставаться в том самом «карьерном тупике», покинуть который они только что собирались.